§19. ОПЕРАТОР «ПОЛКА»Оператор «полка» может выполнять разные функции.
1). На верхнем этаже полки пишут ключевое предложение «Установить признак» или «Снять признак». На нижнем этаже указывают идентификатор признака. Этот случай мы уже описали (см. примеры в §14 и рис. 138).
2). Рассмотрим еще одну задачу. Предположим, нужно срочно выйти из алгоритма. Причем, не только из данного алгоритма (из процедуры), но также и из вызывающего алгоритма. Или даже из алгоритма более высокого уровня.
Как это сделать?
Ответ дает икона полка. На верхнем этаже пишем ключевое слово «Выход». На нижнем — имя вызывающего (или более высокого алгоритма).
В результате управление передается на один или несколько уровней наверх.
Для решения задачи на дракон-схеме добавляются икона полка, икона адрес «завершение» и икона имя ветки «Завершение» (рис. 139)
Вложение:
Рис. 139 Полка и выход png.png [ 109.33 КБ | Просмотров: 23144 ]
.
Таким образом, оператор полка обеспечивает:
• прекращение работы данного алгоритма (процедуры);
• немедленный выход из вызывающего алгоритма или алгоритма более высокого уровня.
При этом надо четко различать два момента:
• фактический;
• эргономический.
Фактически полка с надписью «Выход» играет роль конца работы. Иными словами (см. рис. 139), маршрут, доходя до полки, ОБРЫВАЕТСЯ. Происходит выход из алгоритма, но не через икону конец, а через икону полка. Полка играет роль конца.
Вложение:
Рис. 139 Полка и выход png.png [ 109.33 КБ | Просмотров: 23144 ]
Мы видим, что икона "полка" позволяет успешно решить задачу.
Одновременно решается и вторая задача - эргономическая.
Ведь на дракон-схеме полка не кажется концом. Графический конец будет позже.
Благодаря этому искусственному приему мы успешно решили задачу. Мы избежали обрывов в дракон-схеме, связанных с использованием нескольких икон "конец".
Очевидно, что с эргономической точки зрения, такие «обрывы» нежелательны. Потому что у дракон-схемы будет нарисован не один «законный» конец, а несколько.
Фактически дракон-схема может иметь несколько концов. Неприятность в том, что глядя на схему, человеку трудно воспринимать алгоритм, имеющий несколько концов. Такой алгоритм похож на елку, увешанную «концами», как елочными игрушками. Подобная зрительная сцена распыляет внимание и мешает сосредоточиться на главном.
Поэтому, с эргономической точки зрения, желательно создать видимость того, что у схемы всего один конец. Это нетрудно сделать. Рис. 139 наглядно показывает, что бегунок, двигаясь к концу алгоритма, пробегает через иконы:
• икона полка с надписью «Выход»;
• икона адрес «завершение»;
• икона имя ветки «завершение»;
• икона конец.
Возможно, читатель возразит. Дескать, такая схема не отвечает фактическому положению дел и поэтому дезориентирует.
С этим возражением нельзя согласиться. На рисунке 139 показано все, что нужно, для исчерпывающего понимания алгоритма. Кроме того, соблюдается эргономическое
Правило. Дракон-схема имеет только один выход.3). Подытожим сказанное и изложим функции Полки в общем виде. На верхнем этаже Полки пишут ключевое слово (нужно указать перечень ключевых слов и их семантику).
На нижнем этаже пишут значение, соответствующее ключевому слову.