Язык Дракон самостоятельно в настоящее время не имеет применения. Автор не использует его для разработки реальных алгоритмов, а рисует иллюстрации в неспециализированных графических редакторах для пропаганды языка Дракон.
Уже говорилось, что ДРАКОН и не должен иметь самостоятельное применение, если ставится задача комплексного описания решения какой-либо проблемы - см. замечание Ильи
в этом сообщении или /Паронджанов, 2001, с 183, п. Описание данных/ - там, правда, лишь общие соображения, а каково было конкретное решение - мы знаем по ФЛОКСу. Если нужно показать только алгоритм - то непонятны претензии - мы же не знаем, какие алгоритмы разрабатываются создателем техноязыка сейчас...
Возникает и вопрос: а в чём рисовать схемы такого вида, как в книгах Паронджанова? Для этого нужен специализированный редактор, поддерживающий по крайней мере и шампур-метод, и КогниСтиль... я такого не знаю на сегодня.
На возможное возражение, что можно отрисовать что-то в шампур-редакторе, а потом что-то "нафотошопить" на пэлобразе этой отрисовки в пикселграф-редакторе есть очевидное соображение - структура знания формируется целостно, и разрывать процесс оформления - значит, нагружать сочинителя "избыточной сложностью" - ему д.б. представлена возможность пользоваться всеми языками и методами визуализации в одной среде. Т.е. налицо отрыв от сути процесса сочинения - о чём говорил
Валерий Лаптев : "...сначала напиши, как пользовать будешь, потом пиши код.".
Кое-что следует сказать и о роли текста. Можно ли считать, что визуализация полностью исключает "сплошной текст" из описания? На мой взгляд, в общем случае нет - и видимо, это тоже имеет в виду тот же Info21, говоря о сторонниках визуализации знаний как об "адептах ДРАКОНа" - т.е. на мой взгляд несколько иронически (если я неправ - автор меня поправит
).
Для чего нужен текст - удобно понять, представив себе уже не процесс сочинения комплексной модели, а процесс её интерпретации. Пусть читатель (исполнитель, рецензент) чего-то не понял в модели. Что дальше? Он обратится к сочинителю - и в основе их диалога будет лежать речь - устная и/или письменная (то же заочно-сетевое общение). В этом диалоге сочинитель будет, обращаясь к модели (допустим, полностью визуальной на семействе граф-языков, определённых
на страницах этого раздела, включая КогниСтиль и Графит-пояснения), разъяснять текстом моменты, вызвавшие вопросы у читателя.
Текст (на естественном языке) связывает воедино "хорошо структурированные" при сочинении составляющие предметной области, он же содержит не формализуемые строго элементы знания, указывая (и допуская при "нематематичности" построения) случаи и условия неполной определённости этой области - то, что не укладывается в импер-, деклар-, актив-схемы. Ну и общекультурная составляющая у него есть - он выстраивает последовательность изложения, формирует переходы между мыслями, в т.ч. выраженными на визуальной основе.
При этом, как указывается, допустим, в /Акимов О.Е., 2003, с. 318/, для восприятия структуры её необходимо представить последовательностью (можно сказать, "сериализовать"), что производится средствами логики; естественной же формой здесь служит текст. В то же время: В процессе познания вещи часть знания приходится на понятия об этой вещи (функциональные элементы), а часть - на представления о ней (структурные элементы).
Этому и соответствует "графитное" представление хорошо формализуемой части предмета описания.
Поэтому в представление знаний нужно включать текст естественным образом - как заголовки и фрагменты - что и принято мной, допустим, по определению лист-силуэтного языка (иллюстрированному на сегодня
этим примером). И нужно формировать среди представлений содержания модели такое, в котором этот текст будет привычно, "по-книжному" употребляться как основа - что и определено как символ-сборка
в правиле СВ из этого пункта.
Как видим, многое нужно ещё от специализированного редактора, чтобы работать полностью в нём...