Язык ДРАКОН при изучении биологииhttp://www.kspu.ru/upload/documents/201 ... f#page=142Сборник называется так:
Цитата:
Молодежь и наука XXI века: материалы XIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4 томах. Том 4. Красноярск, 17 апреля 2012 г. / отв. за выпуск В.И. Пихутина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2012. – 241 с.
Издание осуществлено в рамках реализации Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева 2011-ПР-217, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ, проект №06/12 «Исследования проблем развития человека» на базе Гуманитарной технологической платформы (Инновационный человек), подпроект №06-5/12 «Свежий ветер»
© Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2012
Статья называется так:
Цитата:
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
И.А. Зорков
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Научный руководитель: Смирнова Н.З., д.п.н., профессор
См. стр. 142 -146.
Цитата:
Используя при изучении биологии визуальный алгоритмический язык ДРАКОН учащиеся смогут за максимально короткое время справляться со сложными заданиями, состоящими из множества действий.
В связи с преобразованием образовательного процесса алгоритмы в школьной биологии становятся всѐ более востребованными, а знаково-символическая деятельность учащихся, связанная с самостоятельной разработкой и применением алгоритмов является одним из универсальных учебных действий овладение которым включено в обязательные результаты обучения, заданными ФГОС второго поколения, что делает визуальные алгоритмические языки помимо их инновационости ещѐ и актуальным средством обучения биологии.
Создание эффективных учебных знаково-символических систем является одной из ключевых проблем современной теории и методики обучения биологии, и оставляет за собой множество важных и пока нерешѐнных вопросов.
Приведу еще одну цитату.
Цитата:
Ученики должны суметь за короткий промежуток времени представить структуру выполняемой деятельности, определить еѐ компоненты, цели, конечный результат.
Другими словами при выполнении какого-либо практического задания учащийся подготавливает мысленную схему действий, визуализирует и формализует императивные знания, умения, навыки полученные ранее.
В большинстве случаев для визуализации процесса, выполняемой деятельности учащимся требуется пример или опора, которая подсказывает им принципы этой визуализации.
В качестве подобных опор в методике обучения биологии ещѐ с 80-х годов прошлого века использовались такие знаково-символические средства как ориентировочные основы действий (ООД), представляющие собой блок-схемы, содержащие инструкции о действиях на каждом этапе практической работы.
Однако, учитывая события, сложившиеся в современном образовании, касающиеся в первую очередь повышенного внимания к валеологической составляющей обучения и воспитания, блок-схемы уже не являются оптимальным средством для облегчения (интенсификации и позитивизации) практической деятельности учащихся.
Пересечение линий, обрывы, соеденители, присутствие лишних элементов, недостаток краткости, допускающиеся при построении блок схем, ухудшают их когнитивные, эргономические и дидактические характеристики.
При использовании блок-схем учащиеся не редко испытывают затруднения, не понимают структуру блок-схемы, тратят много времени на еѐ понимание [Бадмаев 2002: 87].
Для современного естественнонаучного образования необходимо найти совершенно новое, отвечающие современным требованиям и в то же время действующие по проверенным принципам средство визуализации деятельности.
Всѐ чаще, упоминая о принципе интеграции педагогической науки в информационную, учѐные-педагоги, учителя биологии, методисты обращают внимание на достижения кибернетики и компьютерного программирования.
Многие законы, принципы, идеи моделирования педагогических ситуаций педагогика и частные методики обучения позаимствовали именно у этих наук.
Подобным образом в скором времени в обучении биологии для формализации императивных знаний будут применяться визуальные языки программирования, являющиеся искусственно созданными знаково-символическими системами, включающими как привычные текстовые элементы, понятные детям, так и новые для них графоэлементы (графические фигуры или символы).
Одним из таких визуальных языков, применение которого возможно в биологическом образовании является «Дружелюбный русский алгоритмический язык, который обеспечивает наглядность» или ДРАКОН (рис. 1.).
Это знаково-символическая система как и ООД представляет собой цепочку блоков, каждый из которых – модель практической деятельности, выполняемой на каком-либо этапе решения практической задачи.
По определению В.Д. Паронджанова – одного из создателей этого языка, «ДРАКОН – это общедоступный интеллектуальный инструмент нового типа, специально сконструированный для облегчения и улучшения работы ума интеллектуальных работников и учащихся, особенно полезный для описания структуры деятельности, автоформализации профессиональных знаний» [Паронджанов 1994: 124].
По мнению Л.П. Анастасовой, В.И. Бейера и других методистов-биологов, занимающихся проблемой применения алгоритмов в обучении биологии, визуальные алгоритмы способствуют осознанию учащимися связей теоретических построений с практикой, обеспечивают последовательность и логичность изложения содержания предмета, не теряя главного и принципиального из всей массы материала школьной биологии [Анастасова 1970: 12, Бейер 1926: 150].
В этом материале довольно много говорят о ДРАКОНе. См. стр. 143 - 146.
Примечание. ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт
http://ru.wikipedia.org/?oldid=56709646 ООД — Ориентировочная основа действия
http://ru.wikipedia.org/?oldid=55440624