Цитата:
Алексей Донской пишет:
Вот, я о чём и говорю - нужны исследования [в области визуального восприятия]
А кто занимается такими исследованиями ?
Как информацию к размышлению привожу цитаты с сайта
http://www.videoecology.comВидеоэкология:
Цитата:
Видеоэкология - это новое научное направление об экологии визуальной среды и красоте.
Наука видеоэкология разработана в России на основе многолетнего изучения механизмов зрительного восприятия в норме и патологии. Автор - Филин В.А.
Теоретической основой видеоэкологии является концепция автоматии саккад.
Разработка теоретических и практических вопросов видеоэкологии ведется в Московском центре "Видеоэкология".
В полном объеме о видеоэкологии можно прочитать в книгах Филина В.А. "Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо" на русском и английском языках и "Автоматия саккад"
Филин Василий Антонович, доктор биологических наук, директор Московского Центра «Видеоэкология», в 1962 году закончил биологический факультет Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова, в 1965 году аспирантуру при Академии Медицинских наук СССР. В 1966 году защитил кандидатскую, а в 1987 докторскую диссертации. С 1966 по 1987 год работал в институте Медицинского приборостроения. Более 30 лет занимается изучением движения глаз. Является автором 11 изобретений и более 200 научных работ, в том числе монографий «Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо» (М.: ТАСС-реклама, 1997. 320с., изданной в 1997 году на русском, а в 1998 году на английском языках) и «Автоматия саккад» (М.: Изд-во МГУ, 2002. 240с.).
Видеоэкология вызвала большой интерес у архитекторов, многие из которых рассматривают ее положения как новое слово в формировании городской среды.
Саккады:
Цитата:
Автоматия саккад - это свойство глазодвигательного аппарата человека совершать быстрые движения глаз непроизвольно в определенном ритме в бодрствующем состоянии при наличии и отсутствии зрительных объектов и во время парадоксальной стадии сна.
Характер следования саккад обусловлен деятельностью центральной нервной системы, соответствующие структуры которой способны генерировать сигнал по типу автоматии, т.е. способны к ритмогенезу. Каждому человеку присущ собственный паттерн следования саккад, который определяется тремя параметрами: интервалом между саккадами, их амплитудой и ориентацией (рис.9). Наибольшее число саккад следует через 0,2-0,6 секунды, амплитуда саккад изменяется в большом диапазоне от 2 угл. мин. до 15 угл. град., ориентированы саккады практически во всех направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), но обычно их больше в горизонтальной плоскости. В зависимости от внешних и внутренних условий параметры саккад модулируются. К примеру, при фиксации неподвижной точки амплитуда минимизируется (2-15 угл. мин.), а при фиксации в темноте, когда нет зрительных объектов, она увеличивается в 2-3 раза.
Гомогенные и агрессивные визуальные поля:
Цитата:
Гомогенные визуальные поля - это видимые поля в окружающем пространстве, на которых либо отсутствуют зрительные детали вообще, либо количество их резко снижено.
В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей и стекла большого размера, ДСП, пленок, линолеума, фанеры, пластика.
В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно работать, так как в такой среде глазу не за что зацепиться после очередной саккады. В этом случае саккады резко увеличиваются по амплитуде, то есть глаза работают не в экономном режиме, что неизбежно ведет к ощущению дискомфорта
Агрессивные визуальные поля - это поля, состоящие из множества одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на некоей поверхности.
Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду в городе. Это присуще всем многоэтажным зданиям, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Глядя на общественное здание с проезжей части улицы или с противоположной ее стороны , мы видим одновременно более 500 одинаковых окон. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки приходится одновременно больше одного окна . В таких условиях не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз.
Научные термины:
Цитата:
Было предложение называть наше направление "визиоэкологией" (Тетиор А.Н.), где слово "визио" (vision) берется от английского слова "зрение". Такое словообразование было бы, несомненно, правильнее и приблизило нас к английскому языку, но в русском звучании это было бы труднее для восприятия. К тому же в русском языке имеются слова "вид" и "видеть". К примеру, вид города, вид окрестностей и вид из окна - это довольно частые слова, употребляемые в нашей речи. А слово "видеть" напрямую обозначает "зрительно воспринимать окружающее пространство". Поэтому слово "видеоэкология" русским читателем в большинстве случаев понимается правильно. К тому же слово употребляется нами более 15 лет, под таким названием существует наше малое предприятие (Московский центр "Видеоэкология"), с таким названием вышла книга, регулярно ведутся наши выступления в СМИ. У российского читателя слово "видеоэкология" прочно ассоциируется с экологией визуальной среды и с авторами этого направления. Хотя иногда появляются публикации, в которых речь идет об экологии визуальной среды, но при этом нет ссылки на видеоэкологию, а еще хуже - предлагаются собственные термины. Видимо, следует принимать все это с неизбежностью, так было и с другими новыми научными направлениями; надеяться приходится только на время, которое расставит все по своим местам.
Текущее состояние исследований в области визуального восприятия:
Цитата:
Актуальность проблемы видеоэкологии еще и в том, что наука до сих пор не разработала нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города.
Автоматия саккад при близорукости:
Цитата:
при близорукости амплитуда и число саккад больше, чем в норме. Пока еще не ясно, что является причиной, а что следствием: большая частота и амплитуда саккад ведут к появлению близорукости либо, наоборот, появление близорукостиприводит к изменению автоматии саккад. Этот вопрос потребует специальных исследований. Однако, не дожидаясь новых данных, хотелось бы поделиться имеющимися соображениями.
Мы склонны полагать, что большая амплитуда и большее число саккад ведут к росту близорукости, т.е. автоматия саккад является первичной, а близорукость вторичной
А ведь страница книги (а также окно текстового редактора на экране монитора) - это характерный пример агрессивного
зрительного поля.
Так что утверждение о том, что современные оффисные пакеты для работы с текстом и графикой являются чуть ли не
вершиной эргономической мысли является (мягко говоря) черезчур оптимистическим.