До сердца администратора университетского сервера достучаться не удалось
Поэтому
временно - пока не возобновит работу основной сервер - выкладываю статьи на другом:
http://www.russprache.at/art/art10_r.htmlhttp://www.russprache.at/art/art11_r.htmlПоскольку указанные работы только часть цикла, то, возможно, кому-нибудь будет интересно краткое содержание и остальных работ всего цикла (тем более, что они точно попадают под тематику ветки).
Оригинальным языком работ является украинский. Перевод на русский язык считаю для себя нецелесообразным по условиям отсутствия времени. К сожалению, работы опубликованы в изданиях об импакт-факторе которых говорить не приходится.
Также считаю обсуждение в условиях форума для себя мягко говоря бесперспективным. Аргументированное обсуждения - в рамках научных работ или конференций. Сей длинный опус составлен только потому, что затронуты мои работы.
Кто найдет полезное - буду рад, если посчитает бредом -
тихо в корзинку.
Чтобы не было недопонимания – статьи ориентированы на
научную аудиторию. Пусть психолого-педагогичекую, но научную. Статьи никогда не были ориентированы на педагогов-практиков, например, школьных учителей (на сайте они находятся в разделе "Научные публикации"). Для использования в школе результатов исследований, освещаемых в работах, естественно требуется адаптация. Поэтому предложение уменьшить «наукообразность» в научных работах считаю неуместным. Тем более, что, по-моему скромному мнению, наукообразности нет – есть использования научного языка, общепринятого в некотором научном сообществе (психолого-педагогическом). Что требует научный совет по моей специальности (13.00.02) да и ВАК.
Предварительные замечания.Статьи нужно рассматривать с точки зрения тех задач, которые решаются автором. И только. Ничего больше. А основная задача такая: каким образом эффективнее (по критериях: качество, затраты времени) обучать школьников алгоритмике?
Являясь приверженцем и последователем школы П.Я.Гальперина, я считаю основной целью обучения алгоритмике, по крайней мере в школе, овладение учащимися алгоритмической деятельностью. Не вдаваясь в подробности (незначительные для данного форума, но слишком объемные для быстрого ознакомления) только замечу, что предмет некоторой деятельности является важнейшим фактором при освоении и совершении этой деятельности. Фактически, это главнейший и детерминирующий фактор.
Позволю себе цитаты из работы Гальперина
[
П.Я.Гальперин. Разумность действий и предмет науки // Психология как объективная наука. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – с.317-331]:
«Одно из основных требований к действию, которое мы воспитываем, – его разумность; она заключается в том, что субъект ориентирует свое действие на существенные отношения задачи. Если действие воспитываем мы, то мы же
обязаны и позаботиться, чтобы эти отношения ясно выступали перед субъектом, –
чтоб самый предмет действия был представлен разумно. Ведь предмет можно показать по-разному: и так, что его существенные свойства и отношения выступят ясно и отчетливо; и так, что они останутся в глубокой тени или глубоко скрытыми» (
Все выделения здесь и дальше мои – А.К.)[с.317]
«Хотя требование разумности прямо обращено к субъекту действия, оно прежде всего неявно, но
настоятельно обращено к его наставнику, как
требование разумной экспозиции предмета этого действия» [c.317].
«…как раз на первых подступах к науке, при первом знакомстве и даже первых встречах с нею
четкое выделение ее предмета особенно важно и составляет незаметное, но незаменимое условие ее дальнейшего изучения» [с.317].
«… в ряде учебных предметов <…> одно их важнейших препятствий их разумного изучения составляет отсутствие
четкого представления об их предмете – о том, что собственно должно изучаться в каждом из них. Их предмет подменяется чем-нибудь другим, обычно более «наглядным», а это выхолащивает их, делает их знания «формальными», лишает учащихся возможности разумно ориентироваться в их материале.
Нельзя учить разумно, если сам предмет представлен неразумно» [с.330].
Считая предметом алгоритмики алгоритмы, становится понятен мой интерес к прояснению понятия алгоритма, его «разумной экспозиции» (хотя здесь есть имеется тонкий момент – предметом алгоритмики есть алгоритмические процессы, но их «реальность» изучается через их модели, т.е. алгоритмы. Так же как и любая наука изучает реальность (объективную или искусственную) через построение соответствующих моделей и их преобразование).
Системно-модельная концепция (как первое, начальное только еще приближение к проблеме) представления понятия алгоритма последовательно разворачивается в цикле работ:
Алгоритм как модель алгоритмического процесса. 2003 - Статья{Первая попытка интерпретации алгоритма как модели алгоритмического процесса в контексте развития алгоритмического стиля мышления.}
Модельная концепция обучения алгоритмике. 2004 - Тезисы{Мы считаем, что целью обучения алгоритмике в школе является компетентное освоение школьником алгоритмической деятельности. В этой связи встает вопрос о структуре этой деятельности и ее компонентах - предмете, средствах и способах применения этих средств. В докладе алгоритм рассматривается как предмет алгоритмической деятельности. Предлагается истолковывать алгоритмы как модели алгоритмических процессов. При этом само понятие модели принимается не только как описательное (отражающее реальность), но и предписывающее (конструирующее "алгоритмическую реальность"). Целью исследований, освещенных в докладе являлось повышение научной строгости преподавания школьной алгоритмики и выявления _объективных_ факторов анализа различных видов алгоритмических нотаций}.
Системная интерпретация понятия алгоритма. 2005 - Статья{В статье анализируются существующие интерпретации понятия алгоритма, а также предлагается толкование данного понятия с точки зрения системного подхода к обучению алгоритмике в школьном курсе информатики.
По нашему мнению, толкование алгоритма как системы открывает широкие (и ,главное,- новые) перспективы методического использования системного подхода при обучении алгоритмике. Появляется возможность обоснованного объяснения учащимся существа методов, применяемых в алгоритмике (например, метода структурной декомпозиции), как методов системного анализа и проектирования.
Также системный подход позволяет раскрыть определяющее значение структуры алгоритма как такой, которая объединяет его элементы - операторы конкретного алгоритмического исполнителя - не просто в совокупность или набор действий (как в традиционном подходе), а в систему, целью которой является организация действий этого исполнителя, действия которого направлены на достижение определенного результата, т.е. организация целенаправленной деятельности.}
Современные толкования понятия алгоритма. 2006 - Статья{Цель этой работы: проследить историю становления современного понятия алгоритма с точки зрения возможностей применения различных его толкований при обучении алгоритмике в школьном курсе информатики.
Выделяются три содержательные линии, которые соответствуют различным классам интерпретации понятия алгоритма:
1)термин, обозначающий строго определенный конструктивный математический объект;
2)термин, используемый в прикладной теории алгоритмов - эмпирически сформированное понятие, но
сам алгоритм является формальным объектом;
3)термин, используемый в ослабленном, "расплывчатом" значении.}
Обобщение и конкретизация понятия алгоритма в сквозном курсе информатики. 2006 - Тезисы{Доклад на конференции. На основании выделенных в предыдущей работе классов интерпретации
понятия алгоритма, рассматриваются вопросы особенностей использования этих классов на различных этапах обучения информатике.
В контексте этой цели анализируются исторические условия формирования классов интерпретаций понятия алгоритма и содержательная специфика каждого из них. Показано, что в совокупности эти классы обобщают понятие алгоритма, но в то же время, каждый класс имеет свой объем и свое целиком определенное конкретное содержание. На основании анализа содержания каждого выделенного класса интерпретаций и взаимосвязей между ними предлагается дидактическая модель формирования обобщенного понятия алгоритма в сквозном курсе информатики - начиная с этапа пропедевтики и заканчивая профессиональным образованием.}
Модельная сущность алгоритма. 2007 - Статья{В статье с помощью аппарата теории множеств (с трактовкой понятия модели с точки зрения изоморфизма-гомоморфизма) раскрывается и обосновывается возможность определения алгоритма как модели алгоритмического процесса в контексте применения методов моделирования при обучении алгоритмике в школьном курсе информатики.}