Продолжаю изложение темы "Культурология языка Дракон"1001 писал(а):
Цитата:
Владимир Паронджанов: Вступление 
в эру всеобщей компьютеризации потребовало привлечения 
сотен тысяч и миллионов людей, интеллектуальные возможности 
которых существенно ниже, чем у элитных групп населения.
Но разве в жизни так?
Где и когда задача формализации знаний стояла так остро?
Приведите хотябы один пример, где имеется большая 
распределенная масса неформализованных знаний? 
Уважаемый 1001!
Благодарю за критику, но согласиться с Вами не могу.
Одним из примеров, где имеется большая масса 
неформалиованных знаний, является ситуация , 
анализируемая в рамках направления под названием 
"Управление корпоративными знаниями".
Чтобы не тратить лишних слов, я приведу обширную 
цитату из статьи известного специалиста по искусственному 
интеллекту Э.В. Попова.
Начало цитаты.Попов Э.В. Корпоративные системы управления знаниями 
// Новости искусственного интеллекта 2001, №1. С. 14—25.ЭпиграфОгромное и все возрастающее богатство знаний разбросано 
сегодня по всему миру. Этих знаний, вероятно, было бы 
достаточно для решения всего громадного количества 
трудностей наших дней — но они рассеяны и неорганизованны. 
Нам необходима очистка мышления в своеобразной мастерской, 
где можно получать, сортировать, суммировать, усваивать, 
разъяснять и сравнивать знания и идеи.
Герберт Уэллс 19401. Назначение и актуальность управления знаниямиВажнейшим ресурсом современного предприятия, способным 
значительно повлиять на повышение его конкурентоспособности 
и инвестиционной привлекательности, являются корпоративные 
знания.
Сегодня с этим никто не спорит, вопрос только в том, как 
воспользоваться этими корпоративными знаниями, так как 
БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ СКРЫТО В ГОЛОВАХ СОТРУДНИКОВ. 
Люи План, экс-президент HP, считает: «Если бы только 
корпорация HP осознавала то, что она знает, она была 
бы в три раза более продуктивной».
Управление знаниями становится наиболее горячей темой, 
обсуждаемой специалистами всех уровней управления. 
Способность эффективно использовать и развивать знания, 
воплощать их в новые изделия и услуги превращается в 
важнейший фактор выживания в условиях информационного 
общества. Знания – это богатство фирмы, которое добывается, 
обрабатывается и распространяется.
В современном обществе, благодаря широкому использованию 
информационных и коммуникационных технологий, 
объединивших весь мир в единую сеть, знания не являются 
больше традиционным преимуществом передовых держав.
Цель управления знаниями (УЗ) – объединить знания, накопленные предприятием, со знаниями заказчика и использовать их для 
решения задач предприятия. Знание о потребителе складывается 
только в ходе тесных контактов с ним. Главное, чтобы эти 
знания сделали потребителя «прозрачным». При этом новая 
продукция (услуги) должна обладать явными преимуществами 
при сравнении с продукцией конкурента.
Быстрый доступ к необходимым знаниям играет первостепенную 
роль, поскольку позволяет значительно повысить качество 
ежедневных деловых процессов. Целенаправленное использование 
и усовершенствование знаний высвобождает огромные потенциалы 
экономии и роста, которые не могут быть реализованы с помощью 
традиционных концепций реорганизации и модернизации.
По мнению корпорации Xerox, давно изучающей эти вопросы, 
сегодня на стоимость большинства изделий и услуг, в 
первую очередь, влияют «нематериальные ценности, 
основанные на знаниях». 
К «нематериальным ценностям» эксперты относят информацию 
о технологиях, проектировании изделий, маркетинге и 
запросах потребителя, бизнес-процессах, а также 
личные и инновационные способности сотрудников. 
Эксперты считают, что 42% ЗНАНИЙ КОМПАНИИ НАХОДИТСЯ 
ТОЛЬКО В ГОЛОВАХ СОТРУДНИКОВ; ОТ НИХ ЗАВИСИТ, СТАНУТ 
ЭТИ ЗНАНИЯ ДОСТУПНЫМИ ДРУГИМ ИЛИ НЕТ. 
Решить эти проблемы позволяют системы управления знаниями.
По последним данным, мировые расходы на системы управления 
знаниями (СУЗ), составившие в 1999 г. 2 млрд. дол., 
к 2004 г. достигнут 15 млрд. Сюда относятся как сфера 
услуг (консультации, внедрение, поддержка и подготовка 
кадров), так и информационные технологии, причем львиная 
доля принадлежит консультациям.
В исследовании фактического состояния внедрения систем 
управления знаниями, проведенном американской 
консультационной фирмой International Data Corporation 
(IDC), указывается, что большинство респондентов 
считает эту деятельность жизненно необходимой, 
обеспечивающей соответствие требованиям заказчика 
и инновационную способность компании. 
Около половины фирм с количеством сотрудников более 500 чел. 
подтвердило намерение ввести у себя такую систему. Еще 
большее число желающих среди крупных компаний. У большинства 
опрошенных доля фактора «знание» в стоимости изделий и услуг 
превышает 50%. По оценке предприятий, более эффективное 
использование знаний могло бы повысить их производительность 
в среднем на одну треть. 
Фирмы отмечают, что управление знаниями помогает при решении 
проблем, связанных со следующими ситуациями: 
• в случае увольнения опытных специалистов или их нежелания 
поделиться с другими своими знаниями («внутреннее увольнение»);
• при болезни, отпусках, командировках сотрудников;
• при чрезмерной загруженности отдельных сотрудников;
• при наукоемком производстве;
• при продаже частей (подразделений) фирмы;
• при децентрализованной структуре фирмы;
• для повышения КПД рабочего времени;
• для регулирования процесса передачи
фирмы другому владельцу.
По данным опроса, проведенного Xerox в 1999 г. среди 
300 руководителей высшего ранга, 88% компаний считают, 
что на деловые процессы более всего влияет способность 
управлять знаниями. Но при этом только 20% отмечают, 
что реализованные ими системы управления знаниями 
действительно привели к успеху.
Складывалась ситуация, когда, с одной стороны, 
признавался дефицит в использовании интеллектуальных 
ресурсов фирмы, а с другой, имелся недостаток эффективных 
методов и средств управления знаниями.
По мнению специалистов, во многих фирмах знание 
документируется и распределяется произвольно, без 
строгой системы. По данным Xerox, 46% специальных 
знаний компаний, не использующих систем управления 
знаниями, заключены в документации разного рода. 
Из них 26% находятся на бумажных носителях, а 
остальные – на компьютерных. Отдельные сведения 
хранятся у сотрудников в папках или на жестких дисках 
и могут быть получены только ими. Эксперты Delphi 
Consulting Group отмечают, что лишь 12% организационных 
знаний компании имеются в банках данных.
Как показывает зарубежный опыт, решение задачи управления 
знаниями возможно лишь в тесном контакте между специалистами 
самых различных сфер деятельности предприятия и специалистами 
по информационным технологиям. А главное, при заинтересованности 
высших и средних менеджеров предприятия в получении оперативного 
доступа к любым информационным ресурсам предприятия в удобной 
форме и анализу полученной информации в реальном масштабе 
времени.
По данным Gartner Group около 90% предприятий в Северной 
Америке и Европе осознают значимость управления знаниями 
(УЗ) и приступили в 1999–2000 гг. к реализации систем УЗ.
В работе [1] показано, что управление знаниями важно не 
только само по себе, но и существенно влияет на разработку
 модели нового предприятия, осуществляемую в процессе 
реинжиниринга.
В связи с тем, что термин «управление знаниями» является 
новым, пока не существует единого взгляда ни на определение 
этого понятия, ни на область его действия. Пользователи 
путают управление знаниями хранилищами данных (data 
warehouse), с интеллектуальным бизнесом (business 
intelligence) и с другими процессами, интенсивно 
использующими знания.
Производители программных продуктов, как всегда, вносят 
дополнительный сумбур, желая выдать то, что у них есть, 
за средства управления знаниями.
2. Что такое знанияДля любой организации, желающей преуспеть в сегодняшней 
глобальной информационной экономике, необходима 
интеллектуальная, исчерпывающая и простая в использовании 
система для управления знаниями, а также система доступа 
к знаниям и система приобретения новых знаний.
Фирма International Data Corporation оценивает затраты 
на консалтинг в области управления знаниями в 2002 г. 
в размере 3,4 миллиардов долларов (только в США). 
По мере того как появляется все больше и больше организаций, 
инвестирующих в службы по управлению знаниями, возникает 
необходимость разобраться в том, что понимается под 
терминами «знания» и «управление знаниями». 
Энциклопедический словарь Webster дает следующее определение: 
knowledge (знания) 
1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, 
знание плотницкого ремесла). 
2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание 
информацией, Б: диапазон информированности или 
осведомленности. 
3) акт понимания: ясное восприятие истины. 
4) нечто понятое и держащееся в уме.
С точки зрения целей общества, где доминируют 
информационные технологии, знания – это просто 
интеллект, используемый в работе.
Знания, приобретаемые фактическим опытом, продуктивны 
только тогда, когда они используются при выполнении 
работы или интегрируются в процесс выполнения работы. 
Точное и емкое определение знания было дано задолго до 
информационной и электронной революций и даже задолго 
до индустриальной революции. 
Сэр Фрэнсис Бэкон (1561–1626) дал знаменитое определение: 
«знания – сила». Сегодня мы окружены громадными объемами
 информации, поэтому такое определение кажется очень 
современным. 
Информации так много, что мы оказываемся неспособными 
использовать ее. Знания – это сегодняшняя валюта. 
Организации, способные работать с уже имеющимися у них 
и получаемыми в процессе работы знаниями, будут «на коне» 
в XXI веке.
Знания приобретают разные формы, и поэтому ими становится 
сложнее управлять. Часто знания являются чем-то большим, 
чем просто информацией и данными о событиях, продуктах 
или процедурах.
Если данные – это не долго живущие новости, временные 
записи и т.п., не предназначенные для длительного 
использования, то информация представляет собой 
полуструктурированные (или агрегированные) данные, 
служащие, например, опорой для периодического принятия 
каких-либо решений. 
В свою очередь знания, являющиеся результатом переработки 
информации, имеют весьма длительный цикл жизни, несут 
определенную идею и снабжены контекстом, определяющим 
область ее эффективного применения в данном месте в 
данное время. Говоря другими словами, информация – это 
то, что может иметь отношение к решаемой задаче, а 
знания – это то, что необходимо для решения данной задачи. 
Необходимо отметить различие между неявными и явными знаниями. 
Неявные знания трудно выразить: они часто заключены в интуиции
 и в не поддающихся анализу опыте, навыках и привычках. 
Неявными знаниями может обладать отдельный человек или 
группа людей.
Явные знания легко выражаются четкими данными, сообщениями, 
словами и числам. Явные знания в большей степени 
систематизированы, закодированы и, следовательно, 
более легко извлекаются из сообщений электронной почты 
(e-mail), локальных и глобальных баз данных, HTML-файлов 
и других источников информации. 
Неявные и явные знания являются существенными компонентами 
при разработке стратегии управления знаниями.
Корпоративные знания делятся на внешние и внутренние. 
К первой группе относятся, к примеру, знания клиента 
(наиболее важное знание для большинства организаций), 
независимая аналитическая информация (маркетинговые 
отчеты и рейтинги, цены на международных фондовых 
биржах, динамика изменения американских фондовых 
индексов – Dow Jones, NASDAQ) и др.
Ко второй группе часто причисляют:
• знания о ключевых для данной отрасли 
процессах – накопление лучшего опыта 
(ноухау) при выполнении основных 
задач;
• знания об изделиях (и услугах);
• лучшие решения, наиболее соответствующие текущим 
потребностям пользователей;
• знания сотрудников – выявление, накопление и использование интеллектуального капитала (наиболее ценный актив организации);
• «память» организации (прошлый опыт);
• знания о построении отношений – глубокие персональные знания, 
которые обеспечивают успешное сотрудничество;
• интеллектуальные активы (базы знаний) – опыт ведения проектов 
(образцы наилучшей практики).
В продвинутых организациях все это великолепие хранится 
в корпоративной сети (интранет), к соответствующим сегментам 
которой имеют доступ как руководители компании, так и 
сотрудники различных ее подразделений.
Классическими примерами развитых сетей такого рода, 
содержащих внешние и внутренние знания, являются 
корпоративные сети между народных консалтинговых 
компаний большой пятерки, транснациональных концернов 
(Shell, Motorola, General Motors), 
гигантов ИТ-индустрии (IBM, Compaq, Dell, Oracle, SAP). Систематизированные знания из обширных хранилищ 
передового опыта доступны сотрудникам этих фирм из 
любой точки мира, и их менеджеры и специалисты имеют 
возможность в нужный момент «подсмотреть» успешный 
опыт своих коллег из разных  отраслей и подразделений, 
а при необходимости связаться  с признанными 
экспертами из конкретной предметной области.
3. Что такое «управление знаниями?»Приведем несколько определений управления знаниями (УЗ). 
Определение Gartner Group: «Управление знаниями – это 
дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход 
к созданию, сбору, организации и использованию 
информационных ресурсов предприятия и доступу к ним. 
Эти ресурсы включают структурированные базы данных, 
текстовую информацию, такую как документы, 
описывающие правила и процедуры, и, что наиболее 
важно, неявные знания и экспертизу, находящиеся в 
головах сотрудников» (The Knowledge Management 
Scenario: Trends and  Directions for 1998–2003, 
Gartner Group, 1999).
Определение IDC: «Управление знаниями – это формальный процесс,  
который состоит в оценке организационных процедур, людей и 
технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи 
между этими компонентами с целью предоставления нужной 
информации нужным людям в нужное время, что приводит к 
повышению продуктивности» (The Knowledge Management 
Process: a Practical Approach, IDC, 2000).
Определение PC Week/RE [2]: Управление знаниями – это 
технология, включающая в себя комплекс формализованных 
методов, охватывающих: 
• поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов 
(носителей знаний);
• структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения 
их удобного хранения и поиска);
• анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);
• обновление (актуализацию) знаний;
• распространение знаний;
• генерацию новых знаний.
Общая задача управления знаниями рассматривается как:
• цель управления
• тактическая (решение конкретной задачи управления 
предприятием) и 
• стратегическая (повышение интеллектуального потенциала 
предприятия и непрерывный рост устойчивости) и методология 
управления
• извлечение знаний (из документов, баз данных, электронных 
архивов, файлов, из голов умников, Internet и т.д.)
• распространение знаний (доставка требуемых документов и 
«закачка» в головы специалистов специализированных знаний).
Любые организации, способные быстро и легко 
распространять свою информацию через существующую 
у них инфраструктуру, могут начать управлять 
запасами своих знаний. Актуальная  информация 
может включать любые типы явных запасов знаний: 
бумажные документы, электронные документы, базы 
данных, сообщения электронной почты, текстовые 
файлы, изображения и видеофрагменты, полученные 
из любых источников информации. 
Необходимо, чтобы информационная инфраструктура организации 
позволяла эффективно и многократно использовать запасы знаний.
Gartner Group считает, что управление знаниями (УЗ) есть 
бизнес-процесс для управления интеллектуальными активами 
предприятия. УЗ-процесс определяется следующими параметрами [2] 
1) УЗ должен быть связан со стратегией предприятия;
2) УЗ требует организационной культуры и дисциплины, которая 
продвигает и поддерживает совместное использование знаний, 
сотрудничество работников и подразделений и стимулирует 
инновации; 
3) УЗ должен способствовать ясности бизнес-процессов и 
производственных отношений; 
4) УЗ должен выходить за рамки предприятия 
и его процессов и учитывать покупателей, 
поставщиков и конкурентов.
Предприятие не способно управлять своим интеллектуальным 
капиталом с активом в отсутствии системы управления знаниями. Интеллектуальные активы предприятия увеличивают его 
конкурентоспособность и рыночную стоимость (см. рис. 2). 
Предприятие должно не только охранять свои патенты, авторские 
права и ноу-хау, но и выявлять и охранять знания своих ведущих специалистов, знания о производстве товаров (услуг), о 
покупателях, конкурентах и т.п. 
В рамках УЗ особое внимание предлагается уделить выявлению 
неявных (не выраженных словами) знаний (tacit knowledge) 
сотрудников (т.е. знаний, которые приобретены в ходе опыта 
работы и явно не выражены).
В процессе управления знаниями обычно выделяют следующие 
виды функций:
1) Создание – функция, результатом которой являются новые 
знания или новые конфигурации существующих знаний; 
2) Выявление – функция, которая делает неявные знания 
явными, т.е. преобразует индивидуальные знания в знания 
предприятия (его сотрудников); 
3) Организация знаний – функция по классификации и 
категоризации знаний для навигации, запоминания, поиска 
и сопровождения знаний; 
4) Доступ — функция по передаче и распространению знаний между сотрудниками; 
5) Использование – функция по применению знаний для принятия 
решений и расширению возможностей. 
Есть три основных компонента управления знаниями:
A) Люди получают, генерируют и передают знания;
Б) Процессы используются для распространения знаний;
B) Технологии обеспечивают быструю и эффективную работу 
людей и процессов.
3.1. ЛюдиЛюди решают проблемы, используя мозговой штурм, нововведения, 
творческие силы и знания, полученные из опыта. Совместная 
работа людей умножает знания, накапливаемые предприятием, 
и улучшает условия достижения потенциального успеха («две 
головы лучше, чем одна»). 
Предприятию также необходимы умело спроектированные и 
эффективные бизнес-процессы для создания атмосферы 
коллективного творчества. Даже самые лучшие решения 
не будут работать, если они не распространяются для 
внесения исправлений и выполнения.
Работа идет в так или иначе сложившихся группах 
(коллективах людей), пытающихся решать общую проблему 
или новую задачу. Наконец, для поддержки человека в 
его работе над нововведениями и стремлении к прогрессу
 необходима технологическая инфраструктура, обеспечивающая 
условия для успешной коллективной работы, создания 
корпоративных знаний и быстрой практической выработки
 новых идей и решений.
Распространение и использование неявных знаний представляет 
собой свободный обмен знаниями коллегами по работе. Он 
происходит ежедневно во время перерывов за чашкой чая или 
в лифте и часто считается само собой разумеющимся. Это 
критический компонент любой архитектуры управления 
знаниями. Менеджеры информационных систем должны убедить 
сотрудников распространять их эксклюзивную информацию, 
являющуюся дополнением к индивидуальной исключительности 
отдельного человека и безопасности его работы. 
Менеджеры информационных систем должны стремиться помогать 
сотрудникам лучше работать вместе со все возрастающими 
объемами информации. Прежде, чем кто-то начнет работу над 
проектом (знать что), ему было бы неплохо узнать, у кого еще 
в организации есть ценная информация, способная содействовать 
успеху этого проекта (знать кто), и каким именно образом эта 
информация может принести пользу в работе над новым проектом 
(знать как).
После того как идея создается человеком и осуществляется 
на практике, она проходит период оценки и усовершенствования. 
Эта идея или решение затем сохраняется для использования в 
будущем этим человеком или другими людьми. Совместные усилия 
всех людей, работающих над проектом, и создаваемые ими 
нововведения приводят к появлению новых идей,
решений и продуктов. 
В результате циклического процесса создания и использования 
знаний возникает богатая знаниями организация, многократно 
использующая знания и опыт своих людей (служащих).
Сегодня мы имеет дело с экономикой, обогащенной знаниями. 
Как было сказано выше, знания – это сегодняшняя валюта. 
Поиск, аннотирование, усовершенствование и многократное 
использование знаний помогут предприятию сделать его 
бизнес-процессы более эффективными, получить 
конкурентоспособные преимущества и повысить 
производительность.
Задача фирмы состоит в том, чтобы определить необходимые 
инвестиции предприятия и сотрудников, а также получаемую 
в результате этого прибыль.
Ожидается, что предприятия, обеспечивающие инвестиции 
сотрудников с целью управления знаниями (УЗ) и их 
«вознаграждение», будут функционировать на 25% лучше, 
чем те предприятия, которые это не сделают.
По данным Gartner Group, в 2004 г. около 50% всех 
затрат на управление знаниями (УЗ) будет потрачено 
на мотивацию сотрудников на отторжение (передачу) 
ими своих знаний.
3.2. ПроцессыДля современных организаций жизненно важно внедрить 
процессы и технологии, способствующие распространению 
и совместному использованию знаний. 
В анализе фирмы Meta Group сказано: «Все бизнес-процессы 
могут стать более эффективными после применения методов 
управления знаниями. 
Организации, переопределяющие свои основные бизнес-процессы 
для использования преимуществ управления знаниями, станут 
лидерами на рынке XXI века».  
Поскольку идея управления знаниями пока недостаточно ясно 
сформулирована, менеджеры по информационным технологиям 
часто не знают, с чего начать. Прежде всего, организация 
должна стремиться ускорять поток информации от одних людей 
к другим, и от отдельных людей ко всей организации. 
Взаимное распространение и использование персональных 
знаний (знаний, принадлежащих одному человеку) и общих 
для организации знаний (знаний, собранных организацией) 
способствует появлению нововведений и производству новых 
продуктов.
Здесь возникает огромная проблема: как 
изменить корпоративную культуру организации 
типа «знания – сила» на «распространение и 
совместное использование знаний»? 
Со школьной скамьи люди учились защищать свои знания. 
Например, распространение и совместное использование 
знаний во время экзаменов немедленно заканчивалось наказанием. 
Люди быстро убеждались, что чем больше знаний они сохраняют 
для самих себя, тем более «ценными» они становятся. Поэтому 
легко понять, почему в нашем корпоративном мире люди стремятся 
запасать знания. Чем больше их у нас, тем
нам «лучше».
Успех управления знаниями зависит от инвестиций сотрудников и 
предприятия в реализацию УЗ. 
С точки зрения сотрудника, стоимость инвестируемых им знаний 
определяется теми потерями, которые он несет (см. рис. 4): 
1) вкладывая знания, сотрудник жертвует частью своей 
«значимости», так как персональные знания сотрудника 
(полученные в процессе образования, опыта работы и 
самообразования) являются средством для успешной конкуренции 
в продвижении по службе, в признании руководством, в получении 
значимой работы и т.п.; 
2) знания сотрудника определяют его стоимость 
на рынке труда. Преобразование личностных 
(неявных) знаний в явную форму уменьшает его 
конкурентоспособность на рынке труда………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 
Конец цитаты.Примечание. Этой статьи в сети нет. Но есть очень похожая, 
во многом совпадающая.
http://www.rfbr.ru/pics/20742ref/uprznan.pdfВ чем недостаток цитированной статьи? В том, что в ней неявно предполагается, что задача извлечения 
знаний из «головы» сотрудников корпораций — это дело 
сравнительно легкое. На самом деле это не так. Это отнюдь 
не легкая, а очень трудная, тяжелейшая проблема. 
На мой взгляд, успех дела во многом зависит от наличия удобных 
когнитивно-эргономических инструментов, позволяющих 
осуществлять БЫСТРУЮ автоформализацию знаний. И в этой связи 
язык Дракон может оказаться очень полезным 
(для автоформализации процедурных знаний).