ГЛАВА 15 ТАЙНА УМНОГО ГЛАЗАНаше мышление основано в первую очередь
на зрительном восприятии.
ВОЗМОЖНОСТИ ГЛАЗА И МОЗГА НЕДОИСПОЛЬЗУЮТСЯВ прошлой главе мы сделали парадоксальный вывод. Оказывается, существующая учебная литература, используемая во всем мире, тормозит развитие цивилизации. Учебное здание, с виду такое мощное и крепкое, построено на хлипком и шатком фундаменте. В чем суть ошибки?
Согласно нашей гипотезе, при чтении нынешних учебников глаза и мозг работают в очень неудачном, «противоестественном» режиме. В результате многие возможности глаза и мозга не используются. Поэтому обучение народов мира осуществляется в искусственно замедленном темпе.
Далее мы покажем, что этот фундаментальный недостаток можно и нужно исправить.
Обозначим пунктирно основную мысль. Путь к радикальному обновлению цивилизации лежит через революцию в образовании. Чтобы осуществить последнюю, надо, в частности, превратить непонятные учебники в понятные.
Обратим внимание на простую истину: учебники читают глазами. Значит, между учебниками и строением глаза есть какая-то, пока еще неясная связь. Вскоре мы убедимся, что эта связь таит в себе много интересного. Ведь глаза тесно «сотрудничают» с важнейшими отделами мозга. Это сотрудничество превращает глаза в уникальные сверхмощные приборы, снабженные хитроумным компьютером, который находится у нас между ушами. По этой причине система «глаз–мозг» имеет поистине безграничные возможности.
К сожалению, эти чудесные возможности, открытые наукой в самое последнее время, пока еще не дошли до практики. Они словно провалились в глухую трещину и остались за кадром общественного внимания. Наша задача — направить яркий луч прожектора на этот важнейший вопрос.
…………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗРЕНИЯ.
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ГЛАЗУДавайте сузим область анализа. Поведем речь только о печатных и электронных учебных материалах, предназначенных для зрительного «потребления». Вопрос звучит так: как повысить скорость восприятия подобных материалов? Как улучшить их понимаемость? Что конкретно нужно сделать?
Чтобы нащупать путь к цели, полезно вспомнить некоторые сведения по анатомии и физиологии зрения. Глаз похож на фотоаппарат. Глазной хрусталик — на объектив. Сетчатка — на фотопленку. Любую информацию о внешнем мире фотокамера глаза превращает в двумерное изображение на сетчатке.
Сетчатка — самая интересная часть глаза. Именно в сетчатке расположены рецепторы — микроскопические приемники, воспринимающие зрительный образ окружающего мира. Они называются фоторецепторы, так как воспринимают свет (по-гречески фотос — свет). Один глаз содержит целую армию фоторецепторов — 126,5 миллиона. Два глаза — это две огромные армии, т.е. 253 миллиона приемников световой информации.
Столь большое число рецепторов позволяет зрительному аппарату поглощать громадные потоки информации. Именно поэтому человека называют зрительным животным. Сетчатка способна воспринимать свет с различной длиной волны в пределах 380—760 нанометров. Свет отражается или испускается объектами, находящимися в поле зрения. Целостная зрительная картина, которую мы видим, на самом деле складывается из миллионов отдельных точек, причем каждую точку воспринимает отдельный фоторецептор.
Хотя глаз и похож на фотоаппарат, между ними есть существенная разница. Задача фотоаппарата — зафиксировать изображение на пленке. Пленка — конечный пункт, куда попадает информация. В отличие от пленки сетчатка — не конечная, а промежуточная станция. Говоря упрощенно, глаз должен решать две задачи:
• сфотографировать внешний объект (например, дом, дерево или чертеж), запечатлеть его на сетчатке,
• преобразовать полученную фотографию в электрические импульсы и передать ее в высшие отделы мозга по зрительному нерву, как по электрическому кабелю.
Запись фотографического изображения на сетчатке — сложный процесс. Вкратце он сводится к следующему. Падая на сетчатку, свет выполняет два действия:
1. воздействует на чувствительное вещество фоторецепторов. (Это вещество называется зрительный пурпур, или родопсин);
2. вызывает изменения в структуре белковых молекул сетчатки. (Эти молекулы и запоминают изображение).
В итоге на сетчатке получается «фотография». Она поточечно кодируется в виде структурных изменений белковых молекул.
Фотография запускает цепь биохимических процессов в сетчатке. Изображение превращается в последовательность импульсов, и передается по зрительному нерву в мозг. Иногда достаточно одного фотона, чтобы запустить нервный импульс [5, 6].
Какую информацию о внешнем мире передают эти импульсы? Глаз может воспринять отнюдь не любые свойства окружающей среды. Он «понимает» только то, что связано со световой энергией, т.е. оптические характеристики среды. Сигналы, бегущие из глаза в мозг по зрительному нерву, несут информацию только об оптических свойствах внешнего мира.
Вернемся к нашей теме, т.е. к печатным и электронным учебникам. С точки зрения глаза, любой учебный материал, изучаемый школьниками и студентами — всего-навсего оптическое явление, т.е. оптический учебный материал [7].
ЧТО ТАКОЕ ДИОИНФОРМАЦИЯ?Мир, который мы видим, похож на огромную сцену, на которой разыгрываются события нашей жизни. На этой необозримой сцене много всякой всячины. Но мы ограничимся малым. Давайте сосредоточим внимание на плоских (двумерных) участках, покрытых зрительно-письменной информацией –– буквами, словами, чертежами, формулами, рисунками и т.д. Каждый такой участок назовем «диосценой».
Диосцена — Двумерная Информационная Оптическая сцена, предназначенная для зрительного восприятия человеком, целиком лежащая в поле зрения и предъявляемая человеку на бумаге или экране компьютера.Можно сказать проще. Диосцена — плоская зрительная сцена, созданная человеком для передачи информации в человеческий мозг. Книги, журналы, картины, пачки фотографий, кипы чертежей, компьютерные экраны и распечатки — все это диосцены.
Диоряд — последовательность связанных по смыслу диосцен, например, страниц печатного учебника или кадров учебного видеофильма.Диоинформация — общий термин для обозначения диосцены и диоряда. В общем случае диоинформация может состоять из крупных строительных блоков, в качестве которых выступают словесный текст, формулы, чертежи, рисунки, учебные и иные видеофильмы и т.д. Мы ограничимся начальными членами этого ряда.
БОЖЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯВернемся еще раз к понятию диосцена. Выше мы дали сухое научное определение. Диосцена — Двумерная Информационная Оптическая сцена.
Но приставка «дио» имеет и другой, более наглядный и интригующий смысл.
Слово «дио» происходит от древнегреческого (диос), что значит — божественный [8]. Для сравнения: Диоген — богорожденный.
Все это дает удобную подсказку. Введенные нами понятия легче всего запомнить как метафоры:
• диосцена — божественная сцена;
• диоряд — божественный ряд;
• диоинформация — божественная информация.
Читатель вправе спросить: при чем здесь божественность?
Все очень просто. Когда появилась письменность, люди смотрели на нее, как на чудо. Они не могли поверить, что столь сложную вещь мог придумать обычный человек. Согласно древним преданиям, письмена были созданы не кем-нибудь, а богом.
Известный американский языковед И. Гельб сообщает:
"У вавилонян письмо изобрел бог Набу –– покровитель наук и писец богов. В китайских легендах изобретателем письма считался либо Фу-си ––основоположник торговли, либо мудрец Цан-Цзе с ликом четырехглазого дракона. По исламской традиции письмо создал Аллах, который продиктовал первые письмена неграмотному пророку Магомету. Благодетелем индусов был Брахма, именно он дал людям знание букв. Скандинавские саги воспевают другого творца –– по их версии грамоту придумал северный бог Один. Согласно ирландским сказаниям письмо сотворил божественный Огме" [9].
Библейский бог Яхве на горе Синай начертал «десять заповедей» на каменных досках-скрижалях и вручил их Моисею, чтобы тот распространял их повсюду. Именно так священное письмо было даровано народу Израиля.
Как отмечает французский историк Жан-Пьер Моэн,
«Писаный закон, неподвластный времени, был подобен предсказанию, автор которого, сам будучи божеством, одновременно и присутствовал, и был недоступен» [10].Каменные скульптуры древнего Египта изображают бога мудрости, счета и письма по имени Тот, который считается создателем иероглифической письменности.
Валерий Брюсов в стихотворении «Египет» посвящает этому богу восторженные строки:
Тот, владыка написанных слов!
Тот, царящий над мудростью книг!
Научи меня тайне письмен,
Подскажи мне слова мудрецов.
Письмо –– это одно, а умение читать –– совсем другое. В стародавние времена чтение казалось волшебным и совершенно непостижимым занятием. В глазах окружающих человек, читающий непонятные значки, был наделен особым даром мудрости, помогавшим ему понимать написанное.
Постепенно люди начали осознавать великое значение письменности. азмышляя об этом, египетский писец 4000 лет назад оставил на папирусе такую запись:
«Человек исчезает, тело его превращается в землю... Только письмена могут сберечь память о нем» [11].