Применение технологического языка ДРАКОН в учебном процессе // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития : Материалы (по итогам работы Международн. научно-практической конф., Минск, 19–20 мая 2011 г.) : в 2 ч. / Министерство образования Республики Беларусь, УО МГВРК \ Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента С. Н. Анкуды. – Минск : МГВРК, 2011. – Часть 2. – 126 с. — ISBN 978-985-526-108-8 — С. 51-52.
В. И. Драгомирецкий
Применение технологического языка ДРАКОН в учебном процессеТехнологический язык ДРАКОН – это универсальный язык визуального представления информационных технологий, который возник в результате разработки программы БУРАН в Институте автоматики и приборостроения им. Пилюгина [1].
Имеет высокие когнитивные характеристики и дает возможность специалистам различных профессий обмениваться описанием алгоритмов на языке ДРАКОН.
Области применения:Язык ДРАКОН может быть использован при решении следующих задач:
1. описание структуры человеческой деятельности;
2. наглядное представление императивных знаний в любых областях народного хозяйства, науки и образования;
3. описание концептуальных решений и императивных моделей;
4. проектирование алгоритмов и программ;
5. разработка алгоритмов и программ;
6. проектирование технологических процессов;
7. описание любых технологий (промышленных, сельскохозяйственных, медицинских, педагогических, управленческих и т. д.);
8. описание процесса проектирования;
9. описание процессов функционирования дискретных систем и приборов, в том числе интеллектуальных систем;
10. описание исходных данных на разработку систем автоматизированного проектирования и систем автоматизации научных исследований;
11. описание процесса решения математических задач;
12. описание диалога и взаимодействия человека-оператора и машины (пульта управления);
13. описание процесса проверки и поиска неисправностей;
14. решение задач диагностики в любых предметных областях;
15. разработка микропрограмм;
16. описание процесса функционирования организаций и предприятий;
17. автоформализация профессиональных знаний ученых, конструкторов, математиков, врачей, юристов, агрономов, психологов, операторов и т. д.;
18. решение учебных задач: обучение навыкам алгоритмизации, программирования и автоформализации знаний в предельно сжатые сроки.
Опыт автоформализации знаний в высших учебных заведениях дал положительные результаты при подготовке лекционного и лабораторного циклов.
1.Описание элементов языка ДРАКОН. Иконы и макроиконы.Язык ДРАКОН описывается набором икон и макроикон, которые являются дальнейшим развитием элементов блок-схем, ранее использованных при детальном представлении алгоритмов на языках низкого уровня при написании микропрограмм и программ в машинных кодах.
2.Используя данный язык описания знаний и любых алгоритмов, можно автоформализовать и представить любую сложную проблему в компактной эргономической форме.Известно, что графическое изображение любой сложной проблемы воспринимается и запоминается значительно быстрее и эффективнее.
Как показал опыт применения языка ДРАКОН в лабораторном цикле «Изучение аналоговых и цифровых приборов», студенты на порядок быстрее усваивают принципы работы операционных усилителей и регистрации их амплитудных и частотных характеристик.
3. Для построения дракон-схем разработан дракон-редактор, позволяющий рисовать схемы в графическом виде.С помощью программы редактора любое графическое изображение таких схем может быть с успехом использовано при подготовке презентаций и учебного материала.
Литература1. Владимир Паронджанов. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов - это очень просто. — Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Москва, Издательство «Дело», 2001.
Владимир Иванович Драгомирецкий — ассистент кафедры информатики, МГВРК (Минский государственный высший радиотехнический колледж), г. Минск.