ain писал(а):
Вот я вам и отвечаю, то, что вы упомянули из НЛП – не имеет важности в области нами обсуждаемой... Если вы решите проверить, так ли это, то вам придётся изучать НЛП.
Ох, далось же Вам это НЛП! Никак не пойму цель Вашего участия в дискуссии. Мои предположения на этот счёт (позитивные) - Вы увидели пункт, по которому можете внести ясность... Попытались внести - не слушают... Ну хорошо, вычеркнем его из списка... Нашим легче... Основание - мнение ain
Как Вы думаете - достаточное ли это основание? Поймите меня правильно, меня вообще не интересует НЛП, меня интересует проблема эргономики в комплексе; причём не просто эргономики, а когнитивной эргономики!
Важнейшим процессом с этой точки зрения является построение модели в сознании. Модели, с которой можно продуктивно работать. Этот процесс происходит не только в программировании, а в любой человеческой деятельности. Другими словами, чтобы делать что-то успешно, надо знать, что делаешь.
Естественно, сложную программную систему целиком в голове удержать невозможно, поэтому очень важен вопрос её представления на материальном носителе. Такое представление должно, как минимум, способствовать формированию модели в сознании. Как идеал - должно служить для сознания чем-то вроде внешней памяти, которая не требует промежуточного, служебного этапа трансляции из одного языка в другой. Рассуждая об этом, мы приходим к необходимости исследования особенностей восприятия (той самой трансляции из внешнего представления во внутреннее).
Несмотря на то, что убедительных теорий работы сознания по построению моделей я не видел (если таковые есть, приведите ссылки), можно высказать разумные предположения вот о чём. Процесс состоит из двух этапов:
(1) восприятие (т.е. декодирование формы представления на внешнем носителе);
(2) осознание (т.е. собственно построение модели в сознании).
Можно также предположить, что второй этап сугубо индивидуален; он зависит от предыдущего опыта, от стиля мышления и т.п. Здесь эргономический резерв, между прочим, максимальный - если человек освоит "более правильный" стиль мышления, его производительность вырастет на порядки, и соответственно уменьшатся трудозатраты. Если ближе к теме программирования, то сюда, вероятно, можно отнести методологию проектирования.
С первым (восприятием) вроде бы проще. Тут многое можно проверить экспериментально. Для начала предложена тема исследования "графика vs. текст". Очевидно, что пути построения модели в сознании из текста и из рисунка будут различными. Как выяснить, какой проще, быстрее, удобнее?
Сделать это, однако, не так просто. Сложность в том, что нельзя оценивать восприятие само по себе, как таковое. Оно в интересующем нас процессе органически связано со вторым этапом (осознанием).
Вы тоже натолкнулись на этот подводный камень, предложив эксперимент с узнавание фотографий... Задача-то совсем не та, и не имеет никакого отношения к осознанию, т.е. построению модели [сложной программной системы] в сознании [программиста].
Итак, что мы имеем:
- быстрое распознавание образа. Да, квадратик на рисунке мы распознаем быстрее, чем прочитаем идентификатор MyLabel_1134 (и даже быстрее, чем какой-нибудь "while"). Ну и что? Какое это имеет отношение к осознанию?
- быстрое схватывание и запоминание разнородной информации (пресловутые 7 чанков). Да, есть такой эффект. Однако в работе программиста (осознание предмета своей деятельности - сложной программной системы) такой процесс отнюдь не является ключевым;
- симультанное восприятие большого чертежа. Да, и ещё раз да! Потому что оно позволяет задействовать сразу оба механизма зрения человека. И, по всей видимости, является хорошей ступенькой на пути к идеалу (внешнее представление как внешняя память, не требующая промежуточной трансляции (восприятие+осознание));
- дискретность vs. непрерывность (гиперссылки, пересечения, плавные закругления линий и проч.). Однозначно, да. Это наиболее конкретные, осязаемые и измеряемые аспекты, непосредственно влияющие на первый этап (восприятие).
Ну и т.д., продолжите по мере возможности.
Теперь рассмотрим подробнее модель информационной деятельности человека (практически любая деятельность имеет информационный аспект и, более того, основу; а наша, программистская, тем более и практически в чистом виде). Обобщенную модель деятельности можно сформулировать так:
информационный объект - (восприятие) - декодированная информация - (осознание, с учётом стиля мышления, индивидуальных особенностей) - информационная модель в сознании.
Очень интересный объект здесь - это "декодированная информация", то самое промежуточное представление, сырьё, из которого сознание строит модель. Возможно, оно индивидуально, а, возможно, и одинаковое для всех людей (поскольку они обладают однотипной "аппаратной частью" органами восприятия и мозгом). Здесь было бы неплохо поработать (или ознакомиться с проведёнными исследованиями, если таковые есть).
Приведём несколько простых примеров (для простоты не будем указывать процессы, а только информационные объекты и состояния):
1) Чтение рекламы: реклама - узнаваемый запоминающийся образ - автозапуск выгодных схем поведения стереотипов (например, "обычные стиральные порошки стриают плохо", "имярек - не обычный стиральный порошок" -> "имярек стирает хорошо").
2) Просмотр фильма как развлечение: аудиовидеоряд - захватывающие картины, эмоции и т.п. - приятное возбуждение ("классно оторвался!"), а также стереотипы героев и эмоциональных оценок ("он такой...!").
3) Просмотр хорошего фильма как духовная работа: аудиовидеоряд - чувства, ситуации, парадоксы - решение показанной ситуации, осознание принципов и идеалов.
4) Чтение романа: книга - воображение образов и ситуаций - далее как в (2) или (3). То есть книга добавляет промежуточный этап восприятия (а в фильме образы уже готовые даются). Разница - для фильме восприятие более пассивное, для книги - более активное. Работа больше, проработка глубже, результат значимее.
5) Изучение программы: программа - набор декларативных и императивных единиц - концепция, структура программы.
6) Чтение программы в процессе работы с ней: программа - набор декларативных и императивных единиц - соотнесение с имеющейся в сознании моделью (в основном - поиск), повторное построение модели (например, для отдельной программной единицы).
Я перечислил тут только те модели деятельности, которые имеют на входе информацию на внешнем материальном носителе, поскольку мы говорим главным образом о восприятии.
Но совсем остались за кадром сами процессы восприятия (1). Возможно ли их экспериментальное исследование? Возможно, но при обязательной опоре на модель самой рассматриваемой задачи (аналогично вышеприведённым).
Поэтому вполне возможно, что задачи программиста и задачи, решаемые, скажем, в пресловутом НЛП, совершенно не пересекаются, и тамошняя классификация не даст нам ничего полезного. А, возможно и даст - косвенным путём, если позволит выйти на единые механизмы и особенности восприятия или даже осознания (а, может, и "формата внутреннего представления"), которые могут быть задействованы в самых разных по форме и сути задачах.
В общем, предлагаю, наконец, хотя бы собрать в одном месте ссылки на уже проведённые исследования
по всем перечисленным направлениям.
Затем наметить хотя бы простейшие эксперименты и провести их - присутствующим здесь преподавателям.
Потом обобщить - и двигаться дальше!