Владимир Паронджанов писал(а):
Вы пропустили важную деталь. На стр. 174 есть фраза:
Цитата:
Существует много разных значков для строгой дизъюнкции: ≠, ⨁, XOR и т.д. Обсуждение этих значков (почему они такие, а не иные) не входит в нашу задачу.
Comdiv писал(а):
Я видел этот фрагмент. В нём меня лишь удивило, что знак неравенства назван одним из значков строгой дизъюнкции. И каким образом это опровергает то, о чём я написал, тоже не понял. В основе предложения было отнюдь не неравенство, а ˅̇(здесь отображается криво).
Это не так. Изложение ведется с позиций математической логики, поэтому сначала упоминаются обозначения, принятые в матлогике, а уже потом — остальные обозначения.
Владимир Паронджанов писал(а):
Текст принципиально слепой. Он может показать:
— либо логическую функцию,
— либо ее инверсию.
Но не то и другое вместе.
Comdiv писал(а):
Это не недостаток.
Не согласен. Это принципиальный недостаток.
Comdiv писал(а):
Так понимаю, Вы настаиваете на принципиальной полезности 4-х этажной конструкции?
Нет, но
только визуальное изображение исключающего ИЛИ позволяет
наглядно показать запрещенные маршруты в алгоритме.
______________________________
Комдив, я благодарен вам, за участие в дискуссии.
Больше того, я очень заинтересован в ваших замечаниях.
Почему заинтересован? Все просто.
Книга "Алгоритмы и жизнеритмы" — это не книга, а рукопись, которую я представил в издательство Юрайт, где она выходит как учебное пособие для вузов под названием
Цитата:
Паронджанов В.Д. Алгоритмические языки и программирование: ДРАКОН
Книга почти готова. Я сейчас проверяю оригинал-макет книги (верстку) и в течение еще двух-трех дней могу внести в нее мелкие изменения. Затем
это возможность исчезнет, поезд уйдет.
Пока что я не увидел из ваших замечаний, какую правку следует внести в книгу.
Ваши последние замечания про исключающее ИЛИ надо рассматривать не изолированно, а в контексте.
Контекст такой — это семьдесят страниц учебного пособия про алгоритмическую логику:
Цитата:
Часть III.
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА В АЛГОРИТМАХ.
ВИЗУАЛЬНАЯ АЛГЕБРА ЛОГИКИ
Тема 12. Логические операции И, ИЛИ, НЕ......145
Логическая операция И............ 145
Алгоритмы, использующие операцию И...... 146
Два способа записи операции И......... 146
Какой способ лучше: текстовый или визуальный?.. 147
Сравнение математической формулы и дракон-схемы.. 147
Логическая операция ИЛИ...... 148
Алгоритмы, использующие операцию ИЛИ...... 149
Два способа записи операции ИЛИ..... 150
Какой способ лучше: текстовый или визуальный?.... 151
Сравнение математической формулы и дракон-схемы... 151
Логическая операция НЕ....... 152
Двойное отрицание............................... 153
Как избавиться от знака отрицания.......... 154
Выводы................................ 154
Тема 13. Логическая функция И..... 155
Логическая схема И с двумя условиями...... 155
Таблица истинности............ 155
Желательно избегать сложных выражений..... 156
Как представить схему И на языке ДРАКОН.. 156
Текстовая и графическая запись функции И..... 157
Логическая схема И с тремя условиями...... 157
Логическая функция И........ 158
Как читать абстрактные дракон-схемы........ 159
Абстрактная схема с тремя условиями......... 160
Знак вопроса можно убрать......... 160
Логическая связка И........... 161
Инверсный выход из схемы И........ 161
Логический фрагмент дракон-схемы...... 162
Стандартная и нестандартная логическая схема И...... 162
Чем различаются стандартная и нестандартная схемы И... 163
Теорема фрагмента............. 163
Вывод формулы для инверсного выхода...... 163
Расстановка «Да» и «Нет» на выходах иконы Вопрос.... 165
Выводы........................................ 166
Тема 14. Логическая функция ИЛИ.......167
Логическая схема ИЛИ с двумя условиями........ 167
Таблица истинности.............. 167
Как представить схему ИЛИ на языке ДРАКОН......... 168
Текстовая и графическая запись функции ИЛИ......... 168
Логическая схема ИЛИ с тремя условиями.......... 168
Логическая функция ИЛИ................... 170
Логическая связка ИЛИ............. 170
Стандартная и нестандартная логическая схема ИЛИ.. 170
Чем различаются стандартная и нестандартная схемы ИЛИ... 171
Как преобразовать формулу маршрута в конъюнктивную форму
Формулы маршрутов в стандартной схеме ИЛИ...... 173
Формулы главного и инверсного выходов схемы ИЛИ
в дизъюнктивной нормальной форме.......... 174
Выводы................................... 174
Тема 15. Как удалить логические связки из логических
выражений..................176
Логические связки желательно устранить из дракон-схем.. 176
Рекомендации эргономики........... 176
Как убрать логическую связку НЕ из иконы Вопрос.... 177
Как убрать логическую связку И из иконы Вопрос............................... 177
Как убрать логическую связку ИЛИ из иконы Вопрос.... 177
Теорема удаления логических связок.......... 179
Примеры............................ 179
Выводы.............................. 180
Тема 16. Канонические логические схемы................................181
Каноническая дракон-схема....................... 181
Задача........................................ 181
Пример 1....................... 181
Зачем нужна икона C...................... 183
Главный маршрут и рокировка для абстрактных схем..... 183
Пример 2.................. 184
Пример 3................. 185
Пример 4................... 186
Куда смотрит нижний выход иконы Вопрос..... 188
Две зоны.................. 188
Пример 5. Импликация.............. 188
Приведение импликации к каноническому виду...... 189
Объясняем импликацию на содержательном примере.... 189
Импликация. Как связаны посылка и следствие....... 191
Выводы................................ 192
Тема 17. Логическая функция «Исключающее ИЛИ»................193
Дизъюнкция и строгая дизъюнкция................... 193
Логическая схема «Исключающее ИЛИ». Пример........... 193
Таблица истинности....................... 193
Как представить функцию «Исключающее ИЛИ» на языке ДРАКОН
Неполная и полная схема «Исключающее ИЛИ».......... 195
Формула для инверсного выхода............... 195
Переключатель маршрутов в иконе Вопрос.......... 197
Переключатель маршрутов в логическом фрагменте...... 197
Что такое хорошо и что такое плохо....... 198
Что лучше: один переключатель или два....... 198
Четыре комбинации логических переменных...... 199
Классическая и неклассическая алгебра логики...... 199
Запрещенные маршруты............. 200
Приведение логической функции «Исключающее ИЛИ» к каноническому виду
Простая схема для строгой дизъюнкции........... 201
Выводы.................................... 203
Тема 18. Сложные логические функции.......205
Визуализация сложной логической функции....... 205
Логический фрагмент и его функция......... 207
Упражнения. Найдите функцию логического фрагмента.... 208
Когда лучше использовать стандартную схему, а когда —
нестандартную
Правильная схема.................. 209
Выводы.................................. 213
Примечание. нумерация страниц дана по учебному пособию.