DRAKON.SU

Текущее время: Четверг, 28 Март, 2024 16:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вторник, 28 Май, 2019 18:44 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 5846
Откуда: Москва
Язык ДРАКОН занял 3-е место
в списке языков программирования,
разработанных в России
после Kotlin и 1С


Так представлено в одном из блогов Живого Журнала —
см. следующее сообщение

https://luckyea77.livejournal.com/2795738.html

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 28 Май, 2019 18:56 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 5846
Откуда: Москва
https://luckyea77.livejournal.com/2795738.html
Цитата:
Языки программирования, разработанные
российскими и советскими программистами


Kotlin

Kotlin (Ко́тлин) — это статически типизированный язык программирования, работающий поверх JVM и разрабатываемый компанией JetBrains. Также компилируется в JavaScript, и в исполняемый код ряда платформ через инфраструктуру LLVM. Язык назван в честь острова Котлин в Финском заливе, на котором расположен город Кронштадт.

Авторы ставили целью создать язык более лаконичный и типобезопасный, чем Java, и более простой, чем Scala. Следствием упрощения по сравнению со Scala стали также более быстрая компиляция и лучшая поддержка языка в IDE. Язык полностью совместим с Java, что позволяет java-разработчикам постепенно перейти к его использованию; в частности, в Android язык встраивается с помощью Gradle, что позволяет для существующего android-приложения внедрять новые функции на Kotlin без переписывания приложения целиком.

Компания Google на конференции для разработчиков I/O 2019 объявила, что теперь язык программирования Kotlin будет приоритетным для разработки приложений для операционной системы Android. Все новые API и библиотеки Jetpack будут публиковаться сначала на Kotlin, и только потом на других языках.

Согласно рейтингу RedMonk Kotlin — самый быстрорастущий язык программирования. Он вошел в топ-20 самых распространённых и «обсуждаемых» разработчиками языков программирования по версии аналитиков компании RedMonk.

JetBrains (ранее — IntelliJ) — международная компания, которая делает инструменты для разработки на языках Java, Kotlin, C#, C++, Ruby, Python, PHP, JavaScript и многих других, а также средства командной работы.

JetBrains основана в 2000 году. Головной офис расположен в Праге. Основатели: Сергей Дмитриев, Евгений Беляев и Валентин Кипятков.

По состоянию на 2018 год у компании шесть офисов — в Праге, Санкт-Петербурге, Бостоне, Москве, Мюнхене и Новосибирске.

Наиболее известный продукт JetBrains — интегрированная среда разработки IntelliJ IDEA.

В 2009 году JetBrains открыла код платформы IntelliJ, на которой основана IntelliJ IDEA, и выпустила бесплатную версию IntelliJ IDEA Community Edition.

С 2010 года компания разрабатывает язык программирования Kotlin. В мае 2017 года компания Google сообщила, что включает поддержку Kotlin в Android Studio 3.0 — официальный инструмент разработки для ОС Android.

На 2018 год у компании более 5 млн пользователей, среди клиентов: Google, Salesforce, Twitter, Citibank, HP, Airbnb.

В 2018 году JetBrains впервые стала глобальным спонсором международной студенческой олимпиады по программированию ACM ICPC.


Встроенный язык программирования 1С:Предприятие

Встроенный язык программирования 1С:Предприятие — язык программирования, который используется в семействе программ «1С:Предприятие». Данный язык является интерпретируемым языком высокого уровня. Интерпретация текста программного модуля в байт-код выполняется в момент обращения к этому модулю в процессе работы, таким образом обычно интерпретируется только часть текстов программных модулей (в версиях 7.7 и старше). Начиная с версии 8.2 модули компилируются.

Средой исполнения языка является программная платформа «1С:Предприятие». Визуальная среда разработки («Конфигуратор») является неотъемлемой частью пакета программ «1С:Предприятие».

Диалекты языка для платформ 1С седьмых версий (7.0, 7.5, 7.7) совместимы «снизу вверх» с незначительными исключениями. Языки для платформ 1С:7.х и 1С:8.х совместимы по основным операторам, но значительно отличаются в работе с прикладными объектами, вследствие чего перенос кода из 1С:7.х в 1С:8.х не имеет смысла.

Встроенный язык 1С:8 наиболее подобен по своему синтаксису языку Visual Basic.

Платформой предоставляется фиксированный набор базовых классов, ориентированных на решение типовых задач прикладной области:

Константа,
Справочник,
Документ,
Журнал документов,
Перечисление,
Отчёт,
Обработка
План счетов и др.

На основании базовых классов средствами визуального конфигурирования можно создавать любое количество порождённых классов (возможность определить новый класс программно — отсутствует). Допускается только одна явная ступень наследования классов. Как правило, объекты порождённых классов представляют собой записи (или некоторые наборы записей) в базе данных. Такие классы образуют «Дерево метаданных». В терминах встроенного языка программирования 1С такие классы называются объектами метаданных.

Основными видами объектов метаданных являются: Справочники, Документы, Отчёты, Обработки, Планы видов характеристик, Планы счетов, Планы видов расчёта, Регистры сведений, Регистры накопления, Регистры расчёта, Бизнес-процессы, Задачи.

Поддерживаются русский и английский синтаксис команд.

Проекты на встроенном языке 1С:Предприятия называются конфигурациями. Распространение (продажа) и внедрение таких конфигураций — это основная коммерческая деятельность фирм-партнёров 1С.

Рабочее название языка — «1Сик» («одинэсик») — очень быстро исчезло из официальных источников. Сейчас при упоминании этого языка в письменных документах нужно писать 1С Язык программирования. Впрочем, часто этот язык называют «встроенный язык», в контексте обсуждения 1С:Предприятия.

ДРАКОН

Дружелюбный русский алгоритмический язык, который обеспечивает наглядность (сокр. ДРАКОН) — визуальный алгоритмический язык программирования и моделирования.

Язык построен за счёт формализации и эргономизации блок-схем алгоритмов, описанных в ГОСТ 19.701-90 и ISO 5807-85.

Язык может быть использован для разработки программ реального времени.

Правила языка ДРАКОН по созданию диаграмм разрабатывались с учётом требований эргономики, то есть изначально оптимизированы для восприятия алгоритмов человеком с использованием технологий компьютерной графики. При этом, данный язык рассчитан на создание программ, которые можно было бы просматривать как модели, содержащие код на текстовом языке.

Возможности языка ДРАКОН могут расширяться в зависимости от нужд пользователя: на языке ДРАКОН можно писать программы для ЭВМ за счет включения в себя функционала и синтаксиса поддерживаемого ИС ДРАКОН или DRAKON Editor текстового языка программирования; при этом программа для ЭВМ, написанная таким образом, считается написанной на гибридном языке ДРАКОН-[название языка].

Вышеописанный подход повышает эргономику, особенно в ситуации, когда программа пишется продолжительное время и/или коллективно (например, с поддерживается с помощью GIT), создавая обстановку, позволяющую писать программу, имея в процессе её написания её же модель, которая облегчает возможность ориентироваться внутри исходного кода.

Программа, считающаяся написанной на «чистом» языке ДРАКОН, является моделью поведения.

Разработка и использование языка ДРАКОН и его инструментальных средств для ракет-носителей и разгонных блоков космических аппаратов

Разработка языка ДРАКОН и системы программирования началась в 1986 году. Через 11 лет на базе ДРАКОНа была построена автоматизированная Технология разработки алгоритмов и программ (CASE-технология) под названием «ГРАФИТ-ФЛОКС».

Затем язык ДРАКОН и система ГРАФИТ-ФЛОКС поступили в эксплуатацию. С их помощью были разработаны многие алгоритмы и программы разгонного блока космических аппаратов ДМ-SL Международного проекта «Морской старт». В общей сложности на разработку и отработку программного обеспечения и других элементов системы управления ушло три года. К 1999 году все работы были закончены. Система была готова к старту.

Первый пуск ракетного комплекса «Морской старт» состоялся 28 марта 1999 года. Он произошёл в 5 часов 30 минут по московскому времени (27 марта 1999 г. в 18 часов 30 минут по тихоокеанскому времени) со стартовой платформы «Одиссей» в Тихом океане в районе островов Кирибати. Этот пуск был ответственным испытанием языка ДРАКОН и технологии «ГРАФИТ-ФЛОКС». Он продемонстрировал их эффективность и надежность. С тех пор по программе «Морской старт» проведено свыше 30 ракетных пусков.

Язык ДРАКОН используется и в других космических программах, например: разгонный блок космических аппаратов «Фрегат»; модернизированная ракета-носитель тяжелого класса «Протон-М»; разгонный блок космических аппаратов ДМ-SLБ (проект «Наземный старт»); разгонный блок космических аппаратов ДМ-03; первая ступень южнокорейской ракеты-носителя легкого класса KSLV-1 (Korean Space Launch Vehicle #1); ракета-носитель легкого класса Ангара 1.2; ракета-носитель тяжелого класса Ангара-А5 и др.

Поскольку результаты использования ДРАКОНа были стабильно высокими, руководство Пилюгинского центра приняло решение об использовании ДРАКОН-технологии в последующих проектах.

Разработка инструментальных средств языка ДРАКОН для широкого применения

Распространение языка ДРАКОН можно разделить на два этапа. На начальном этапе информация о ДРАКОНе была недоступна для пользователей, так как работы по ракетно-космическим программам и, в частности, по космической программе Буран были строго засекречены как составляющие государственную тайну. В тот период область применения ДРАКОНа была ограничена ракетно-космической техникой. Язык применялся и применяется в Пилюгинском центре при разработке программ для бортового компьютера «Бисер», установленного на борту ракет-носителей и разгонных блоков космических аппаратов.

На втором этапе, в результате политики гласности, свободы слова, снятия неоправданных ограничений на распространение информации и рассекречивания ранее закрытых сведений и проектов появилась возможность приспособить инструментальные средства языка ДРАКОН для гражданских нужд широкого применения, то есть создать их в несекретном варианте для эксплуатации на персональных компьютерах и др. Сфера применения языка стала постепенно расширяться. Началось использование дракон-схем за рамками ракетно-космической техники — для решения задач в различных предметных областях и отраслях экономики.

Этому способствовал ряд обстоятельств. В открытой литературе стали доступны публикации по языку ДРАКОН. Часть этих материалов появилась в Интернете в конце 2006 года.

Геннадий Тышов разработал программу «ИС Дракон» (для ОС Windows). Степан Митькин (Норвегия), по своей инициативе (независимо от Пилюгинского центра), разработал программу «DRAKON Editor» (для ОС Windows, Mac, Linux). Программы выложены для свободного скачивания. Пользователи программ получили возможность формировать и использовать визуальные алгоритмы.

Parser

Parser — объектно-ориентированный скриптовый язык программирования, созданный для генерации HTML-страниц на веб-сервере с поддержкой CGI. Разработан Студией Артемия Лебедева и выпущен под лицензией, сходной с GNU GPL. Язык специально спроектирован и оптимизирован для того, чтобы было удобно создавать простые сайты. Работа с формами, cookies, табличными файлами, базами данных и XML — часть языка, а модульность языка позволяет легко наращивать функциональность. Последнее обновление 3.4.5 состоялось 28 апреля 2017 года.

Parser в известном смысле — макроязык, в котором нет оператора print. Весь текст, набранный в исходном файле, по сути, большой оператор print, а конструкции Parser являются погруженными в текст. Получается, что вы не пишете программу, которая выводит текст — наоборот, в имеющийся текст вы добавляете логику и организацию, блоки (методы), на которые вы разбиваете HTML-код.

В каждый каталог, с которым будет работать Parser, можно класть файл auto.p, в котором будут описаны основные настройки и методы. Особенностью является наследственность (наличие в нескольких каталогах по пути к скрипту) и безусловное подключение этого файла. Таким образом, вывод меню можно описать лишь в одном файле, и он автоматически будет применен ко всему сайту.

Некоторые ограничения (например, работа с изображениями) легко устраняются использованием сторонних консольных утилит и shell-скриптов.

Jancy

Jancy разработан компанией Tibbo с российскими корнями и московским представительством. Это компилируемый язык, но скриптовый по назначению. Его особенности:

*Безопасные толстые указатели на данные и безопасная адресная арифметика — при этом с поддержкой стекового выделения;
*Высокая степень ABI-совместимости и совместимости на уровне исходных кодов с C, что выливается в возможность вызывать функции скрипта напрямую их хостового C++ приложения, а также копипастить определения C-структур;
*Реактивное программирование (Excel-подобный пересчёт специально объявленных выражений при изменении правой части);
*Исключения в виде синтаксического сахара над стандартной моделью кодов ошибок;

Пифагор

Пифагор — функционально-потоковый язык программирования, предназначенный для разработки переносимых (архитектурно-независимых) параллельных программ.

Язык «Пифагор» разработан в Красноярском Государственном Техническом Университете в 1995 году, в настоящее время разработка ведется в Институте Космических и Информационных Технологий Сибирского Федерального Университета.

Название является сокращением фразы «Параллельный Информационно-Функциональный АлГОРитмический» или «Parallel Informational and Functional AlGORithmic».

Разработка программы на Пифагоре ведется для машин с бесконечными ресурсами, это упрощает процесс программирования, так как нет необходимости учитывать ресурсные ограничения (максимальный параллелизм). Ресурсные ограничения учитываются на этапе выполнения, осуществляется сжатие параллелизма. Эта особенность обеспечивает архитектурную независимость разрабатываемых программ

РЕФАЛ

РЕФАЛ (РЕкурсивных Функций АЛгоритмический) — один из старейших функциональных языков программирования, ориентированный на символьные вычисления: обработку символьных строк (например, алгебраические выкладки); перевод с одного языка (искусственного или естественного) на другой; решение проблем, связанных с искусственным интеллектом. Соединяет в себе математическую простоту с практической направленностью на написание больших и сложных программ.

Отличительной чертой языка является использование сопоставления с образцом и переписывания термов как основного способа определения функций.

Первая версия РЕФАЛа была создана в 1966 году Валентином Турчиным в качестве метаязыка для описания семантики других языков. Впоследствии, в результате появления достаточно эффективных реализаций на ЭВМ, он стал находить практическое использование в качестве языка программирования. В настоящее время основными диалектами языка являются РЕФАЛ-2 (1970-е), РЕФАЛ-5 (1985) и РЕФАЛ+ (1990), отличающиеся друг от друга деталями синтаксиса и набором дополнительных средств, расширяющих первоначальный вариант.

ПРОФТ

ПРОФТ — язык программирования, разработанный в 2000 году в качества опыта по созданию языка программирования основанного на русском языке.

Особенностями языка являются использование русского синтаксиса, как средства повышения производительности программирования.

Каждая структурная единица программы, называемая предложением, заканчивается точкой. Соответственно, десятичная часть числа отделяется запятой.

Кроме структурного (процедурного) подхода, в ПРОФТе широко используется возможность выполнения произвольного кода в контексте программы с помощью действия ВыполнитьТекст. Это позволяет широко использовать хранилище кода, избагая таким образом избыточного кодирования.

До 2006 года ПРОФТ-интерпретатор и Система программирования ПРОФТ 5 были написаны на языке программирования VisualBasic. Из-за низкого быстродействия при обработке большого объема данных было решено полностью переписать интерпретатор на языке Си. Новый интерпретатор создан только с использованием API-функций, без применения сторонних библиотек (таких, например, как MFC). Начиная с лета 2007 года система программирования ПРОФТ 5 была полностью переписана на ПРОФТе.

Эль-76

«Эль-76» — язык программирования высокого уровня, основанный на использовании русскоязычной лексики и предназначенный для советских многопроцессорных вычислительных комплексов «Эльбрус».

Его разработка была осуществлена в 1972—1973 годах в Институте точной механики и вычислительной техники АН СССР имени С. А. Лебедева (СССР), изначально он носил название «Автокод Эльбрус», затем ему было дано наименование «Эль-76».

Как и большинство языков того времени, он поддерживает парадигму структурного программирования (декомпозицию программы на автономные процедуры), кроме этого в нём реализованы методики линейных последовательностей операторов, альтернативных сочленений с выбором альтернативы по условию или по номеру альтернативы, циклов и параллельно выполняемых ветвей. «Эль-76» обладает специальными средствами обработки особых случаев, которые называются «структурными переходами» и «ситуациями».

«Эль-76» органически объединяет в себе некоторые низкоуровневые свойства машинного языка, непосредственно контролирующего функции устройств ЭВМ, и ряд высокоуровневых средств во многом аналогичных Алголу-68. Одной из основных особенностей «Эль-76» считалась реализованная возможность хранения в компьютерной памяти информации о типе объявленной переменной вместе с её значением и её изменениями в процессе выполнения кода.

Участники создания языка: Б. А. Бабаян, В. М. Пентковский, С. В. Семенихин, С. В. Веретенников, В. Ю. Волконский, С. М. Зотов, А. И. Иванов, Ю. С . Румянцев, В. П. Торчигин, М. И. Харитонов, В. С. Шевеков.

ОСМО

ОСМО — язык программирования высокого уровня, использующий русскую лексику. Разработан в 1980-е годы в СССР. ОСМО сокращение от словосочетания: языковые Средства Общесистемного Математического Обеспечения систем обработки экономической информации (ОСМО СОЭИ). Язык разработан для решения задач систем обработки экономической информации.

ОВСЕИ

ОВСЕИ — язык программирования высокого уровня, использующий русскую лексику, используемый для записи и решения экономических задач. Разработан в 1980-е годы в СССР. ОВСЕИ сокращение словосочетания язык Описания Вывода Составных Единиц Информации. В этом языке действия ЭВМ задаются переменными (именуются реквизитами), служебными словами и знаками.


ПРОЗА

ПРОЗА — язык программирования высокого уровня, использующий русскую лексику. Разработан в 1980-е годы в СССР. ПРОЗА является языковыми средствами описания постановки задач систем обработки экономической информации. Проза должна была применяться на предприятиях СССР. Название происходит от ПРограмма Описания ЗАдач.


ЯМБ

ЯМБ — язык программирования, разработанный в конце 1970-х годов в СССР, используемый для бухгалтерских записей, учёта и статистики. Использовался на машинах ЭБМ Искра-554, Искра-555, Искра-2106, Нева-501. ЯМБ — сокращение слов Язык Машин Бухгалтерских.

Другая версия этого происхождения названия языка ЯМБ - это инициалы руководителя группы его разработки, Ярошевской Марины Борисовны.

Кроме использования в вышеуказанных машинах язык ЯМБ входил также к комплект поставки IBM PC/XT-совместимой ПЭВМ "Искра 1030.11".


АЛМИР-65

АЛМИР-65 — язык программирования, разработанный в СССР в 1965 году в Институте кибернетики АН УССР под руководством академика Виктора Глушкова. Название расшифровывается как «алгоритмический язык для машины инженерных решений». Из названия ясно, что АЛМИР-65 использовался на ЭВМ МИР (Машина для Инженерных Расчётов).


Аналитик

Аналитик — язык программирования, разработан в 1968 г. в Институте кибернетики АН УССР под руководством академика Виктора Михайловича Глушкова. Является развитием языка АЛМИР-65, сохранив с ним совместимость.

Отличительной чертой языка являются абстрактные типы данных, вычисления в произвольных алгебрах, аналитические преобразования.

Был реализован на машинах МИР-2.

Позднее была разработана версия Аналитик-74, реализованная на машинах МИР-3.

На данный момент язык АНАЛИТИК существует в виде системы компьютерной алгебры АНАЛИТИК-2010, которая разрабатывается совместно Институтом проблем математических машин и систем НАН Украины и Полтавским национальным техническим университетом имени Юрия Кондратюка.


Алмо

Язык системного программирования (машинно-ориентированный язык), задумывался как язык-посредник при трансляции с различных языков. Идея состояла в том, что для каждой аппаратной платформы достаточно было написать транслятор Алмо — и ты уже можешь работать с множеством языков программирования, которые имели трансляцию в Алмо. Были созданы реализации языка для основных отечественных машин того времени (М-20, БЭСМ-6, Минск 2, Урал 11) и трансляторы с Алгола-60 и ФОРТРАНа в Алмо, причем все трансляторы также были написаны на Алмо и “раскручены” на всех этих машинах.


Сигма

Г. Г. Степанов:

"...название языка — Сигма — неожиданно очень удачно стало соответствовать сути разработанного языка, которую можно описать как «Символьный Генератор и Макроассемблер».
Всего в истории языка Сигма было три его реализации: на М-20, на БЭСМ-б и на самом языке Сигма. Первая, конечно самая памятная, т.к. это была мол первая работа в области системного программирования (да и вообще первая работа). Вторая была выполнена на лучшей, по моему мнению, отечественной машине БЭСМ-6. Третья опиралась на вторую, была раскручена сама через себя и могла генерировать программы как для БЭСМ-6, так и для СМ-4 и ЕС ЭВМ."


Бета

Центральным звеном проекта БЕТА был Внутренний язык, который должен был стать единым языком-посредником в БЕТА-системе «наибольшим общим делителем» входных языков и «наименьшим общим кратным» выходных машин. Кроме этой своей роли промежуточного языка, позволяющего уменьшить число путей в схеме m -языковой n -машинной трансляции с m * n до m + n , внутренний язык должен был также явиться средой оптимизирующих преобразований, т.е. он ещё должен был быть достаточно богат, чтобы на нем было возможно представить результаты оптимизации; например, экономию совпадающих подвыражений в операторе a [ i , j , k ] := b [ i , j , k ] + c [ i , j , k ].

В итоге система БЕТА была реализована для языков Симула-67, Паскаль, Модула-2, Ада (подмножество) и выходных машин БЭСМ6 и СМ-4. Был реализован скромный набор оптимизаций — несмотря на обширные замыслы, более скромный, чем в системе Альфа. В общем, сравнительно с Альфа-системой, проект БЕТА следует признать неудачным.


ЯРМО (Язык Реализации, Машинно-Ориентированный)

Машинно-ориентированный язык программирования, построенный для ЭВМ БЭСМ-6 и отражающий все тогдашние веяния в информатике. Язык программирования ЯРМО разработан в 1973 году в Новосибирском филиале ИТМиВТ. Впоследствии было разработано несколько версий языка. На нём в 1977 году была создана операционная система «Феликс» для СВС — первая в стране ОС на языке высокого уровня.


КуМир

КуМи́р (Комплект Учебных МИРов или Миры Кушниренко) — язык и система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Основана на методике, разработанной во второй половине 1980-х годов под руководством академика А. П. Ершова. Эта методика широко использовалась в средних школах СССР и России. В системе КуМир используется придуманный А. П. Ершовым школьный алгоритмический язык — простой алголоподобный язык с русской лексикой и встроенными командами управления программными исполнителями (Робот, Чертёжник).

В 1995 году «КуМир» был рекомендован Министерством образования РФ в качестве основного учебного материала по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» на основе учебника А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева и Р. А. Свореня.

В настоящее время разработана и развивается новая версия КуМира, использующая библиотеку Qt и работающая в операционных системах Linux и Windows. Постановка задачи на разработку новой версии была выполнена А. Г. Кушниренко и А. Г. Леоновым. Разработка ведётся пущинской группой сотрудников НИИСИ РАН под руководством М. А. Ройтберга.

В 2019 г. в ФГУ ФНЦ Научно-исследовательский институт системных исследований РАН запланировано развитие и поддержка системы КуМир.


РАПИРА

РАПИРА — Расширенный Адаптированный Поплан-Интерпретатор, Редактор, Архив — процедурный язык программирования. Разработан в начале 1980-х годов в СССР в качестве средства перехода от более простых языков (в частности, учебного языка Робик) к языкам высокого уровня. Синтаксис построен на основе русской лексики. Язык использовался в школах для изучения информатики. Преподавание на Рапире велось в «Заочной школе программирования» в журнале «Квант» с начала 1980 года.

Как видно из расшифровки названия языка, язык РАПИРА изначально был реализован как набор макрорасширений на базе языка ПОПЛАН — интерпретатора языка POP-2. для БЭСМ-6. Некоторые синтаксические конструкции были перенесены из языка Сетл.

Язык Рапира был реализован для БЭСМ-6, а затем для первой советской ПЭВМ «Агат» в начале 1980-х годов силами нескольких студентов и выпускников Новосибирского государственного университета под началом Г. А. Звенигородского, при участии школьников, в том числе на Всесоюзных летних школах юных программистов (ВЛШЮП, 1982 г.). По своим возможностям язык не уступал другим известным на то время учебным языкам.

Существовали также реализации языка Рапира для КУВТ УКНЦ и Ямаха КУВТ, а также для ЕС ЭВМ (1982 г., руководитель разработки на алголе-68 — проф. А. Н. Терехов).


Учебный алгоритмический язык

Уче́бный алгоритми́ческий язы́к — формальный язык, используемый для записи, реализации и изучения алгоритмов. В отличие от большинства языков программирования, не привязан к архитектуре компьютера, не содержит деталей, связанных с устройством машины.

При изучении информатики в школах для изучения основ алгоритмизации применяется т. н. Русский алгоритмический язык (школьный алгоритмический язык), использующий понятные школьнику слова на русском языке. Алголо-подобный алгоритмический язык с русским синтаксисом был введён в употребление академиком А. П. Ершовым в середине 1980-х годов в качестве основы для «безмашинного» курса информатики. Впервые был опубликован в учебнике «Основы информатики и вычислительной техники» в 1985 г. Язык также применялся для записи алгоритмов в учебнике А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева и Р. А. Свореня «Основы информатики и вычислительной техники» для 9-10 классов (1990 г. и последующие переиздания; общий тираж составил 7 млн экземпляров).


Робик

Ро́бик — язык программирования, созданный в СССР для обучения основам программирования школьников младших классов (8-11 лет). Язык был разработан в 1975 году, а затем доработан для включения в систему программного обеспечения «Школьница» для компьютера «Агат».

В языке используется синтаксис, построенный на русской лексике.

Особенностью языка является использование понятия исполнителя — некоторого объекта, функционирующего в определённой среде, своей для каждого исполнителя. Предоставлена возможность создавать и удалять экземпляры исполнителей различного типа. Каждый тип исполнителя имеет свой набор команд, который расширяет набор команд языка.


Альфа-язык

Альфа-язык — расширенный диалект языка программирования Algol 60. Разработан в СССР в 1960-х гг под руководством Андрея Петровича Ершова.

Язык был дополнен типом «комплексный», над которым можно было выполнять все арифметические операции. В языке Альфа появилась возможность работы с массивами целиком, для чего было введено понятие многомерного значения и многомерной переменной и ряд других расширений, призванных приблизить Алгол к естественной математической нотации.


АЛГЭК

АЛГЭК - язык программирования для описания экономических задач. Разработан в 1964 как расширение универсального алгоритмического языка АЛГОЛ-60 средствами языка КОБОЛ. А. имеет аппарат для описания составных единиц информации (документов и их массивов), текстовых величин и процессов их обработки с доступом ко всем элементам. Задание форматов величин позволяет иметь разветвленную систему процедур ввода и вывода. Транслятор с А. разработан для машины «МИНСК-22».


АЛГЭМ

АЛГЭМ — язык программирования для описания экономических и вычислительных задач, построенный на базе АЛГОЛ-60 и КОБОЛл. Разработан в 1964—66. По сравнению с АЛГОЛ-ом А. содержит дополнительно: строчные (текстовые) переменные и выражения, используемые при операциях над символьной информацией, составные переменные и массивы, позволяющие представлять в машине различные формы экономических документов, указания видов переменных, позволяющие задавать для значений переменных состав и расположения различных типов символов (буквы, цифры и т. д.), что важно для редактирования значений при выдаче на печать. Транслятор с языка А. реализован на ЦВМ «Минск-22».


«СИРИУС»

«СИРИУС» - система разговорного программирования для решения широкого класса задач, включающих в себя аналитические преобразования в комплексе с обычными вычислениями. Ее составными частями являются одноименные входной язык и транслятор полуинтерпретирующего типа для машин «М-222», однако входной язык и принципы построения системы независимы от конкретной машины. Система разработана в СССР в 1970.

Предметная область входного языка охватывает большинство объектов матем. анализа: вещественные и комплексные числа, векторы и матрицы с аналитическими компонентами, функции, операторы ∑, П, ∫, lim, max, min и т. п. Входной язык содержит символ "∞", что позволяет естественным образом использовать суммы, интегралы с бесконечными пределами, операторы предельного перехода и т. д. Возникновение ситуаций типа деления на нуль и переполнения разрядной, сетки которые обычно приводят к прерываниям при выполнении программы, в системе «С.» приводят к появлению символа "∞". Система позволяет выполнять следующие преобразования: раскрытие скобок, приведение подобных членов, упрощение аналитических выражений, разложение в ряды, замена переменных и подстановка одних выражений в другие, решение уравнений в буквенном виде, разложение на множители, аналитические операции над матрицами и векторами и т. д.

Программа на входном языке состоит из последовательности формул, выражений, уравнений и предписаний, которые представляют собой русские предложения в форме повелительного наклонения.

При решении задачи возможен многократный обмен информацией между человеком и машиной, т. е. «разговор» человека с машиной (поэтому система наз. разговорной).


ЯЗЫК МАШИНЫ «МИР»

ЯЗЫК МАШИНЫ «МИР» — язык программирования, ориентированный на описание алгоритмов решения инженерных и научно-технических задач и включающий средства общения человека с машиной в диалога режиме. Программы на Я. м. «МИР» просты по структуре и хорошо обозримы. Программа состоит из операторной части — последовательности операторов и описательной части — последовательности описаний. Алфавит языка включает в себя заглавные буквы рус. и лат. алфавитов, десятичные цифры, знаки операций (в т. ч. знаки ∑, П, ∫), знаки отношений , скобки, разделители, знаки элементарных ф-ций и служебные слова, взятые из рус. языка. В языке различают два типа данных — целые и десятичные, над которыми определены арифметические операции. Описания типов в языке нет, тип данного определяется по контексту. Отличительной особенностью языка является явное задание в программе указания о разрядности (количества цифр в мантиссе десятичных чисел, которые сохраняются при выполнении операций над числами), с которой должен быть реализован алгоритм. Это соответствует вычисл. возможностям ЭВМ семейства «МИР».


Еще упомяну несколько языков программирования:

*Аналитик-74 — язык программирования, использовавшийся на советских ЭВМ серии МИР.

*Глагол — основанный на русском языке компилируемый процедурный язык программирования со статической типизацией, сходный с языками Оберон и Паскаль.

*ЯАП — язык автоматического программирования, использовавшийся на советских ЭВМ Наири и Наири-2.

*Эпсилон — машинно-ориентированный язык программирования, разработанный в 1967 году в новосибирском академгородке.

*Jpho - язык программирования стекового типа, реализованный на Java. Не требует компиляции, интегрируется с Java, может интерпретировать разные тексты.;

*КОНЦЕПТ;

*K++;

*PL2;

*TIScript;

*vkacl;

*Алгоритм-2;

*Валентина-2;

*Лися;

*Рефлекс;

*Яр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2008-2024, участники конференции «DRAKON.SU», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB