DRAKON.SU https://forum.drakon.su/ |
|
Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН https://forum.drakon.su/viewtopic.php?f=62&t=5785 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Суббота, 18 Июнь, 2016 10:26 ] |
Заголовок сообщения: | Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН |
Язык ДРАКОН и дискуссия о понятии "интуиция" Я открыл эту тему по ряду причин: 1. В основе языка ДРАКОН лежит, как мне кажется, формализованное понятие интуиции (оговорюсь, частично формализованное). 2. Некоторые правила языка ДРАКОН, по-видимому, можно рассматривать как правила формализации интуиции. 3. В теме Виталия Валерьвича Потопахина "Хабаровская школа" возникла дискуссия о понятии интуиции, причем уважаемые участники обсуждения придерживаются разных точек зрения на интуицию. 4. Вот мнение Федора Васильевича Ткачева: Info21 писал(а): Столько прочитав по психологии (глядя на полки книг дома и вспоминая ещё кое-что в конторе), категорически не могу согласиться, что "система, образ, интуиция" -- особенно "интуиция" -- проработаны в психологии. 5. Вот мнение Александра Сергеевича Ильина: Александр Ильин писал(а): Поддержу info21. Интуиция - очень многозначный термин. Часто его применяют в негативном ключе, т.е. не имея положительного самостоятельного определения, а просто противопоставляя чему-то другому или даже куче разных вещей. Получается посыл вида "вот это всё (дальше перечисляется разум, планирование, и т.п. всё, что до меня пытались описать в позитивном ключе) не работает, а у меня есть что-то, что работает; назову это интуицией". Таким макаром под коврик "интуиция" разные авторы намели уже кучу неразобранного мусора. Уважаемые коллеги! Приглашаю желающих поучаствовать в более глубокой и тщательной дискуссии о понятии интуиции. Я попытался исследовать понятие интуиции и выявить его сущность, опираясь на авторитетные научные источники. Полученные результаты и свое понимание интуиции я описал в Главе 18 "Несметные сокровища интуиции и догадливые обезьяны" стр. 623-638. Скачать Паронджанов В. Д. Почему мудрец похож на обезьяну, или Парадоксальная энциклопедия современной мудрости.— М.: РИПОЛ Классик, 2007. – 1154с. — Иллюстраций 245. — ISBN 978-5-386-00216-9 |
Автор: | Kubanych [ Суббота, 18 Июнь, 2016 11:52 ] | ||
Заголовок сообщения: | Re: Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН | ||
Вот неполный перевод очень интересной книги "МЫШЛЕНИЕ". Некоторые термины неточно переведены, есть английский достоверный текст.
|
Автор: | Info21 [ Понедельник, 20 Июнь, 2016 20:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН |
"Большая психологическая энциклопедия", 2007 -- это, скорее, словарь -- вообще термина "интуиция" не содержит. |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Понедельник, 20 Июнь, 2016 21:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН |
По примеру Федора Васильевича я тоже заглянул в следующий источник: Цитата: Психологическая энциклопедия. 2-е издание. / Под. ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Перевод с англ. — СПб: Питер, 2003. — 1096 страниц. — ISBN 5-272-00018-8 Оригинал на англ. издан в 1996 by Jone Wiley & Sons.Здесь есть статья "Интуиция" (Intuition) на стр. 261-263. Статья содержит введение и 4 раздела: — Психологические концепции интуиции. — Основные теории. — Эмпирические исследования интуиции. — Резюме ==================================== Кое-что есть в английской Википедии https://en.wikipedia.org/wiki/Intuition И в русской тоже |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Четверг, 23 Июнь, 2016 20:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН |
Info21 писал(а): "Большая психологическая энциклопедия", 2007 -- это, скорее, словарь -- вообще термина "интуиция" не содержит. У меня дома лежит 7 психологических и философских словарей и энциклопедий. Понятие "интуиция" есть во всех моих справочных изданиях, кроме одного. Наиболее авторитетной является "Новая философская энциклопедия" в 4-х томах, изданная в 2010 году. Статья "Интуиция" во 2-м томе, стр. 140-141. Автор Новиков А.А. Есть электронный вариант (сокращенный) на сайте Института философии РАН. http://iph.ras.ru/elib/1263.html Цитата: Новая философская энциклопедия ИНТУИЦИЯ (лат. intuitio – созерцание, непосредственное восприятие, пристальное всматривание) – в широком (обыденном) понимании способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины. В философии трактовка интуиции отличается смысловым и содержательным многообразием: от безотчетного озарения – до особой и даже высшей формы знания. Проблема интуиции в истории философии не имела самодостаточного значения и рассматривалась в контексте поиска средств и путей достоверного знания. Своими корнями проблема интуиции уходит в античную философию, осуществлявшую эти поиски в двух основных направлениях – сенсуалистическом и рационалистическом, соответственно которым впоследствии сформировались понятия «чувственной» и «интеллектуальной» интуиции. Платон говорит о духовном созерцании «эйдосов». Согласно Аристотелю, высшие понятия усматриваются непосредственно (Никомахова Этика, VI, 9 1142 а; VI 1143 b). Интуиция как духовное узрение сверхчувственного представлена в учении Плотина, Дионисия Ареопагита, Николая Кузанского. Весьма сдержанное отношение к интуиции со стороны схоластов и философов средневековья вообще (Дунс Скот признавал за интуицией лишь способность констатации факта бытия объекта; Оккам говорил об интуиции как о «смутном» представлении) резко меняется в 17 в. в связи с укреплением позиций классического рационализма и широкой экспансией математики и ее методов в философию и науку. Важнейшим условием истинности знания и познания основных аксиом науки Декарт считал фактор непосредственной достоверности, характерный для интуиции как формы «ясного и внимательного ума», порожденной «одним лишь светом разума» (Избр. произвел. М., 1950, с. 86). Подчеркивая особую роль дедукции в познании, Декарт усматривал преимущество интуиции в ее «простоте» и надежности. Статус интеллектуальной (рациональной) интуиции как высшего вида знания отстаивали с теми или иными оговорками Спиноза, Локк, Лейбниц, Мальбранш и др. В отличие от Декарта, Лейбниц не считал ясность и простоту интуиции гарантией безусловной истинности знания, а Локк ограничивал компетенцию интеллектуальной интуиции констатацией связей и отношений между идеями. Различного рода коррекции интеллектуальная интуиция подверглась в дальнейшем со стороны Фихте, Шеллинга (интуиция как непосредственное тождество субъекта-объекта), Новалиса (интуиция как исток жизни). Ценность интуиции подчеркивалась Шефтсбери, Гете, Якоби, Гаманом. Кант называл интуицию схематическим, или символическим, способом представления, подчеркивая, что мышление дискурсивно, а не интуитивно. Рационалистическая концепция интуитивного знания оказалась, как это ни парадоксально, наиболее теоретически и логически уязвимой и именно в этом качестве интуиция приобрела действительно проблемный характер. Непосредственность, безотчетность и субъективность, как специфические свойства (особенности) интуиции вступали в явное противоречие с установленными тем же рационализмом критериями достоверности научного и философского знаний как знаний понятийных и логически корректных. Созерцание (die Anschauung) – так Кант именовал обычно интуицию – лишь посредствующее звено между предметом мысли и самим мышлением, субъективное «представление о явлении», но не знание в строго научном понимании этого слова. Не отрицая важной роли непосредственного созерцания как возможной предпосылки знания и указывая одновременно на его субъективность и статичность, Гегель отверг мысль о возможности непосредственного знания. Непосредственность – лишь момент опосредствования как механизма формирования знания. Вслед за Кантом, полагавшим, что способностью «интеллектуального созерцания» может обладать лишь «первосущество», Гегель в конечном счете также отказывает интеллектуальной интуиции в праве именоваться формой философского знания. Как «чистое созерцание» интуиция утрачивает чисто эпистемологический статус и приобретает, согласно Канту, Фихте и Шеллингу, статус эстетический. Гегель, критикуя абсолютизацию интуиции как непосредственного знания, отождествляет «чистое созерцание» и «чистое мышление» (Гегель. Соч., Т. І. М. – Л., 1929, с. 117). Элементы скептицизма в отношении рациональной интерпретации интуиции обнаружились уже в учениях Гамана и Якоби. Однако в полной мере эта тенденция проявилась в философии А.Шопенгауэра. Не отрицая позитивной ценности интеллекта (понятийного мышления), Шопенгауэр не только выводит из сферы его действия принципиально недескурсивный, как он считает, рассудок, но и низводит интеллект до роли оформителя приобретенного не им знания. Знание – результат «незаинтересованного» созерцания, гарантирующего объективность и наглядность истины. Интуиция вновь обретает статус истинного знания, но уже не как «понимания ясного и внимательного ума», а как продукта воли и чувств (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, кн. I, § 15). Новый качественный шаг в осмыслении интуиции и ее сущностной интерпретации был сделан на рубеже 19 и 20 вв. В философии Дильтея интуиция трактуется как переживание личности, а в интуитивизме, возникшем в качестве ответной реакции на сциентизм и интеллектуализм, интуиция оказывается средоточием знания. Интуитивисты, стремясь преодолеть опасный культ «научного знания», который отличается, согласно А.Бергсону, Н.Бердяеву, узким прагматизмом и откровенной корыстью, выдвигают на первый план интуицию. Свободная от подобных пороков интуиция представляет собой надежное средство «вчувствования» (А. Бергсон) в истину, берет на себя функцию «пророческого вещания» (Н.О.Лосский). Бергсон вполне лояльно относится к интеллекту (понятийному мышлению), указывая, однако, на ограниченность его функциональных возможностей и сферы применения: интеллект выявляет и упорядочивает лишь связи и отношения между «мертвыми» вещами; жизнь же постигается интуицией. Согласно Бергсону, интуиция («симпатия») предстает в качестве условия спонтанного творческого порыва личности, реализующего себя прежде всего в искусстве. Человек, считает он, настолько художественно одарен, насколько он свободен от воздействий «разлагающей силы разума» и, напротив, утонченность (элитарность) и «чистота» его интуитивных прозрений, концентрирующихся в глубинах духа, становится стимулом эстетических восприятий и переживаний действительности. Бердяев ставит своей целью не только дезавуировать гносеологический статус интуиции, но и дискредитировать всю традиционную гносеологию, представляющую собой, по его убеждению, орудие насилия рефлектирующего субъекта над объектом. Чем активнее разум воздействует на объект, чем длиннее и изощреннее цепь логических умозаключений, тем больше шансов окончательно потерять истину. Последняя «стяжается» исключительно интуитивным путем. Интуиция – это инструмент «непосредственного касания» и «первичного переживания» бытия. «Бытием», однако, Бердяев именует не доступный научному и обыденному знанию чувственно-материальный («болезненный» и «греховный») мир, но мир «невидимый», мир «иной». Таким образом, из формы (или даже предпосылки) знания интуиция трансформируется в компонент религиозной веры. Иную интерпретацию интуиции предлагает Н.О.Лосский. Превознося мистическую интуицию, он не считает ее единственным средством постижения истины. С интуицией связана высшая способность духа, цель которой – приобщение человека к «сверхкосмическому металогическому принципу» – божественному «Ничто». Помимо мистической интуиции, он вычленяет чувственную и интеллектуальную интуицию, сферы приложения которых – природно-материальные объекты и идеальные связи и отношения между ними. Под интуицией Лосский понимает способность «непосредственного созерцания предметов в подлиннике», т.е. таковыми, каковы они сами по себе, без каких бы то ни было привнесенных «субъективных примесей» и оценок. В интуиции объект свидетельствует о себе и тем самым гарантирует истинность представляемого о себе знания. Интуиция трактуется Лосским весьма широко. Особыми разновидностями интуиции он считает и сам разум, и все формы рассудочного мышления, и даже опыт. Интуитивизм Лосского представляет собой лишь звено в развиваемой им теории имманентизма, призванной ликвидировать пропасть между объектом и субъектом, наукой и метафизикой. С.Л.Франк рассматривает интуицию как первичную сверхрациональную ступень постижения «целостного бытия» в его металогической цельности. В современной философии науки интуиции отводится важное место в структуре и процедурах познания (А.Пуанкаре, Г.Вейль и др.). В феноменологии Гуссерля эйдетическая интуиция, достигаемая после эпохе, – основное средство познания. Современные научные представления об интуиции не опровергают возможности мгновенного «схватывания» (термин Канта) истины, но определяют интуицию не как трансцендентное озарение, а исключительно как важный (но не необходимый) момент сложного и неосознаваемого по своему механизму взаимодействия чувств, разума и опыта. Непосредственность интуиции условна. Интуиция является не начальным этапом знания, а переходным звеном от одного его уровня к другому. Будучи субъективной по механизму формирования, интуиция трансформируется в знание лишь при условии включения в рационально осмысленную и понятийно эксплицированную систему. В математике и логике понятие интуиции стало основой формирования особого направления – интуиционизма. Литература: 1. Бергсон А. Философская интуиция. – В кн.: Новые идеи в философии, сб. 1. СПб., 1912; 2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963; 3. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и в науке. М., 1992; 4. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997; 5. Дsthetik und Naturerfahrung, hrsg. I.Zimmermann. Stuttg., 1996. А.А.Новиков http://iph.ras.ru/elib/1263.html |
Автор: | andr [ Пятница, 24 Июнь, 2016 10:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН |
См.: viewtopic.php?p=97377#p97377 |
Автор: | Info21 [ Пятница, 24 Июнь, 2016 21:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН |
Почитайте лучше что-нибудь из зоопсихологии. |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Суббота, 25 Июнь, 2016 12:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дискуссия о понятии "интуиция" и язык ДРАКОН |
Приведу одну любопытную цитату, характеризующую взгляды Карла Густава Юнга. Передо мной лежит журнал Вопросы философии, 2015 номер 8. В нем опубликована статья канд. философ. наук профессора Николая Семечкина из Владивостока "Психологические координаты рая". На стр.71 читаем: Цитата: Юнг относит архаическое мышление к интуитивному типу. В отличие от логического мышления, которое направлено на внешний мир, интуитивное мышление занято миром внутренним, полагает он. Логическое мышление, основанное на суждениях и умозаключениях, всегда словесно и требует усилий воли, оно утомляет. Интуитивное мышление, напротив, не выстраивается в привычную цепь — понятие суждение, умозаключение; оно представляет собой поток образов и не утомляет [Юнг 1991]. Следующей специфической чертой сознания мифического объекта, обусловленной ощущением нерушимого единства жизни, является чувство собственного безграничного могущества, сопоставимого с природным или даже превосходящего его. Юнг вспоминает: «Религиозный вождь индейцев Таоспуэбло... <...> ...однажды сказал мне: "Американцам стоило бы перестать теснить нашу религию, потому что, когда она исчезнет, когда мы не сможем помогать нашему Отцу-Солнцу двигаться по небу, то и американцы, и весь мир через десять лет увидят, как перестанет восходить солнце"» [Юнг 1988, 142]. Я выделил синим цветом слова утомляет и не утомляет, так как это имеет отношение к языку ДРАКОН. Восприятие и понимание образной (графической) части дракон-схемы относится к интуитивному мышлению и поэтому утомляет меньше, чем при логическом мышлении при восприятии слов и логических формул. Язык ДРАКОН в значительной мере (хотя и не полностью) опирается на интуитивное мышление. Профессор Николай Семечкин утверждает, что "интуитивное мышление ... представляет собой поток образов и не утомляет". |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |