на стр. 504–506 сказано:
АЛГОРИТМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОНЯТНЫМИ(вместо заключения)
ЗАЧЕМ НАПИСАНА ЭТА КНИГА?В этой книге мы попытались:
• провести четкую грань между алгоритмизацией и программированием;
• сосредоточить внимание на алгоритмах, оставив программирование за рамками книги;
• изложить основы алгоритмизации;
• создать средства, обеспечивающие максимально возможную понятность алгоритмов. И за счет этого сделать алгоритмы доступными для «народа».
КРИТИКА ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ Прежние способы записи алгоритмов устарели. Они слишком трудны для понимания и требуют неоправданно больших трудозатрат.
Древние, но живучие привычки ставят непреодолимый барьер для большинства людей, которые хотят научиться выражать свои знания, мысли и планы в форме алгоритмов.
Традиционные формы представления алгоритмов отжили свой век и должны сойти со сцены. Именно они несут ответственность за господствующую на нашей планете алгоритмическую неграмотность.
КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУЧЕНЫ?• Предложен новый способ записи алгоритмов – дракон-схемы.
• Благодаря этому новшеству алгоритмы становятся значительно более понятными, общедоступными, кристально ясными.
• Использование дракон-схем позволяет повысить производительность труда при разработке, анализе и проверке алгоритмов (возможно, в несколько раз).
• Дракон-схемы облегчают и ускоряют обучение алгоритмизации.
• Новый способ записи дает возможность коренным образом изменить систему образования в области алгоритмизации. И познакомить с алгоритмами более широкие слои населения;
Можно предположить, что внедрение дракон-схем в массовую практику поможет обеспечить ликвидацию алгоритмической неграмотности.
ПОНЯТНОСТЬ АЛГОРИТМОВ При разработке языков для записи алгоритмов (алгоритмических языков) обычно выдвигается ряд требований. К сожалению, среди них, как правило, отсутствует самое важное для человека:
«Алгоритмы, записываемые на алгоритмическом языке, должны быть понятны для человеческого зрительного восприятия и удобны для человеческого мышления».
Слово «понятны» следует пояснить. Нужны не просто понятные, а в высшей степени понятные алгоритмы. Это значит, что должен выполняться принцип: «Взглянул – и сразу понял!», «Посмотрел – и мигом во всем разобрался!».
С учетом этих пояснений вводится термин «критерий сверхвысокой понятности».
Отличие языка ДРАКОН состоит в том, что язык должен удовлетворять данному критерию. Это значит, что
требование понятности алгоритмов рассматривается как главное, приоритетное, наиболее важное требование к языку.Чтобы выполнить указанное требование, одной математики мало. Наряду с математикой, необходимо использовать когнитивную эргономику.
КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА Язык ДРАКОН имеет две опоры. Первая – математика. Вторая – психология, точнее, когнитивная эргономика. Именно эргономика позволяет сделать дракон-схемы изящными и доступными. При создании ДРАКОНа был использован научный подход к эргономизации конструкций языка.
Такой подход позволил улучшить визуальные образы языка (визуальные формы фиксации знаний), согласовав их с тонкими характеристиками глаза и мозга. Тонкими, но хорошо известными в когнитивной эргономике, психофизиологии, нейробиологии.
Когнитивная эргономика позволила преобразовать неудобные и устаревшие блок-схемы в элегантные очертания приятных и доходчивых дракон-схем.
С появлением дракон-схем разработка алгоритмов существенно облегчается.
ДРАКОН – качественно новый этап работы с алгоритмами.
СТАНЕТ ЛИ ДРАКОН ЧЕМПИОНОМ МИРА
ПО КРИТЕРИЮ «ПОНЯТНОСТЬ АЛГОРИТМОВ»?Претензия ДРАКОНа на «мировое господство» ограничена. Он вступает в конкурентную борьбу только с императивными и процедурными языками (точнее, с императивно-процедурными частями языков). И только в том случае, когда понятность алгоритмов является главным требованием к языку. Тем, кто желает писать непонятные или трудные для понимания алгоритмы, ДРАКОН не нужен.
Требование удобопонятности алгоритмов все чаще выходит на передний план. Поэтому шансы ДРАКОНа на победу в конкурентной борьбе с другими языками растут.
ДРАКОН-КОНСТРУКТОР Дракон-конструктор – верный слуга алгоритмиста. Эта компьютерная программа способна оказать человеку огромную помощь при создании алгоритмов.
Внутри программы спрятана сложная математика (исчисление икон и др.), но прелесть в том, что пользователю знать эту математику не нужно. Чтобы обеспечить максимальные удобства для человека, большинство функций по созданию алгоритмов (кроме творческих операций) берет на себя дракон-конструктор.
Кроме того, дракон-конструктор осуществляет автоматическое доказательство правильности дракон-схем, гарантируя принципиальную невозможность ошибок визуального синтаксиса.
Безошибочное проектирование графики дракон-схем – важное преимущество, повышающее производительность труда при практической работе.