DRAKON.SU

Текущее время: Среда, 24 Апрель, 2024 08:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 72 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Среда, 13 Июнь, 2012 23:11 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Отмеченные красной стрелкой символы означают подмножества. Но что они означают в данном тексте?


Вложения:
1.png
1.png [ 24.63 КБ | Просмотров: 8637 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Четверг, 14 Июнь, 2012 07:49 

Зарегистрирован: Вторник, 13 Сентябрь, 2011 07:26
Сообщения: 33
Откуда: Беларусь, Минск
Только что сам скачал оба варианта файла, вроде все нормально, принадлежность к R и N. Эт может глюк с разными версиями ворда, писалось кажется в Word 2010 /


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Четверг, 14 Июнь, 2012 12:05 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 1443
Игорь Рубанов в viewtopic.php?p=73067#p73067 писал(а):
Поздравьте - выступил на конференции с докладом:
С почином. :)

Игорь Рубанов в viewtopic.php?p=73067#p73067 писал(а):
...
2) с информацией об имеющей отношение к авиации и беспилотным комплексам (правильно?) технологии "ГРАФИТ-ФЛОКС"
....
Не уверен, можно ли называть РН и их ступени беспилотными... скорее уж говорить о ракетно-космической технике. О применении в авиации мне не известно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Четверг, 14 Июнь, 2012 13:52 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Цитата:
Еще с 30-x годов известны т.н. «деревья естественного вывода», почему-то не получившие широкого распространения.


По моему основы, из которых были созданы эти деревья, находятся в работах Аристотеля по логике.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Категорический_силлогизм

К сожалению, эти схемы были зарублены матлогиками, которые стали использовать неэргономичную линейную запись.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Четверг, 14 Июнь, 2012 14:43 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Привожу свое доказательство теоремы из книги Тимофеевой. Мне кажется, что для понимания читателем доказательства важно, чтобы мы не делали никаких неявных допущений. У меня все исходные посылки и следствия пронумерованы и ясно, что из чего следует.

Сначала я нумеровал силлогизмы, потом бросил. Хотя по моему их стоит нумеровать.

Потом рукописный текст можно набрать в LaTeX-е. У кого какие идеи по улучшению этого доказательства?


Вложения:
theorem.png
theorem.png [ 170.9 КБ | Просмотров: 8604 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Пятница, 15 Июнь, 2012 10:47 

Зарегистрирован: Вторник, 13 Сентябрь, 2011 07:26
Сообщения: 33
Откуда: Беларусь, Минск
Владислав Жаринов писал(а):
Не уверен, можно ли называть РН и их ступени беспилотными... скорее уж говорить о ракетно-космической технике. О применении в авиации мне не известно.

А сам Буран как беспилотник? Насколько понимаю, графит-флокса тогда еще не было, но технология могла бы быть использована? Не использовались ли схемы, подобные ДРАКОНовским, для создания программы для самого корабля?

Спасибо, usr345, за вариант доказательства! Конечно, Тимофеева писала для педвузов, и избегала фраз "аксиома логики высказываний" (к тому же по разным источникам нумерация основных равносильностей может быть разная, и везде ли их называют аксиомами?) в доказательствах как бы для аудитории. Технарю и неспецу попроще бы, это она имела в виду наверное, и такой подход можно представить среди аспектов эргономики..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Пятница, 15 Июнь, 2012 12:48 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Цитата:
по разным источникам нумерация основных равносильностей может быть разная, и везде ли их называют аксиомами?


Да, разная. Я использовал систему аксиом, данную здесь:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Логика_высказываний

И, вообще, система аксиом должна быть задана заранее, чтобы читатель понимал, на чем основаны рассуждения.

Цитата:
Технарю и неспецу попроще бы, это она имела в виду наверное, и такой подход можно представить среди аспектов эргономики..


Такое упрощение ведет к потере содержания. Потому что при доказательстве мы должны явно указывать формальные знания, на основе которых мы производим вывод. Если этого нет, то ученик не усвоит, как правильно мыслить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Пятница, 15 Июнь, 2012 18:33 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Заверстал в LaTeX. Вроде красиво получилось. Пока делал появилась идея: что если заменить содержательные высказывания буквами перед доказательством? Тогда получим полностью формальное доказательство.

1. Заменил правостороннюю запись, применяемую Ткачевой на более привычную левостороннюю.
2. Игорь, насколько правильно использовать символ импликации в посылках 2 - 6? Может нужен другой символ?


Вложения:
theorem.tex.zip [1.29 КБ]
Скачиваний: 273
theorem.pdf [42.83 КБ]
Скачиваний: 287
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Суббота, 16 Июнь, 2012 21:20 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Update.

Добавил линию, разделяющую посылки и вывод для каждого блока.


Вложения:
theorem.png
theorem.png [ 55.69 КБ | Просмотров: 8531 ]
theorem.tex.zip [1.37 КБ]
Скачиваний: 253
theorem.pdf [43.37 КБ]
Скачиваний: 283
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Понедельник, 18 Июнь, 2012 14:02 

Зарегистрирован: Вторник, 13 Сентябрь, 2011 07:26
Сообщения: 33
Откуда: Беларусь, Минск
Сообщение удалено.


Последний раз редактировалось Игорь Рубанов Среда, 20 Июнь, 2012 13:56, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Понедельник, 18 Июнь, 2012 14:11 

Зарегистрирован: Вторник, 13 Сентябрь, 2011 07:26
Сообщения: 33
Откуда: Беларусь, Минск
usr345, по Вашим примерам лично у меня пока созрели следующие комментарии:

1) у Тимофеевой внутри высказывания (то, что в варианте блок-схемы в прямоугольниках) если встречаются логические символы, то это либо изначальные посылки, либо уже известные утверждения (по сути, тоже посылки), а само доказательство проводится горизонтальными линиями (в блок-схеме вертикальными стрелками), означающими импликацию (совмещение двух стрелок в блок-схеме - импликацию из конъюнкции утверждений предыдущего уровня), хотя всяких правил вывода больше, см. дальше по тому же источнику http://www.twirpx.com/file/236046/;

2) основные равносильности даны один раз в "теории" метода, и не повторяются все время, что экономит место;

3) в самом доказательстве избегается употребление терминов матлогики, что в данном случае не ведет к потере строгости (сказать, например, "следует", думаю, так же приемлемо, как сказать "импликация", если один раз объяснить читателю, что чему соответствует, то же и с другими обозначениями - не догма).

Насчет примера по делимости - лично мне вариант Тимофеевой кажется почти безупречным. Не хотите ли попробовать формализовать теорему про многочлены, может у Вас лучше получится, чем размещенный вариант? Также, можете ли помочь протестировать вариант размещения конкретных примеров в ветке деталей, со ссылками на них их "основной" ветки? Не пойдет, так не пойдет, но надеюсь, что детальная работе над примерами заинтересует участников форума, и тогда первую ветку можно будет отдать под более общие тезисы, по моей задумке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Вторник, 19 Июнь, 2012 02:41 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Цитата:
основные равносильности даны один раз в "теории" метода, и не повторяются все время, что экономит место;

Да, Тимофеева пропускает большие посылки в силлогизмах. Но мне мой вариант нравится больше, т.к. читателю не надо каждый раз вспоминать, на основе какого правила получился вывод. Поэтому буду придерживаться своей нотации. Хотя она и более громоздкая.

Цитата:
Не хотите ли попробовать формализовать теорему про многочлены, может у Вас лучше получится, чем размещенный вариант?

Попробую. Предлагаю вместе над этим поработать. Но для этого надо разбить задачу на относительно самостоятельные подзадачи, над которыми может работать 1 разработчик, а потом объединить результаты.

В той теореме есть один нюанс: основная теорема алгебра и теорема Безу там применяются к многочлену n раз. Это невозможно записать в виде дерева. Нам придется расширить алфивить, введя циклы (можно позаимствовать у Дракона).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Вторник, 19 Июнь, 2012 03:36 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Как формализовать утверждение: "у многочлена степени n существует ровно n корней с учетом их кратности"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Вторник, 19 Июнь, 2012 09:25 

Зарегистрирован: Вторник, 13 Сентябрь, 2011 07:26
Сообщения: 33
Откуда: Беларусь, Минск
usr345 писал(а):
Попробую. Предлагаю вместе над этим поработать. Но для этого надо разбить задачу на относительно самостоятельные подзадачи, над которыми может работать 1 разработчик, а потом объединить результаты.

Скажем так, для "более-легко-усвояемого" учебника подошла бы, возможно, и не до конца формализованная запись, как бы комментирующая, иллюстрирующая. Такая карта, помогающая разобраться в более строгой, может и словесной записи (но пунктуированной и снабженной полным предварительным списком исходных посылок). Поэтому, лично мне пока не хочется сильно закапываться, воспринимаю эту тему как бы пока на стадии прикидок - "как вообще двигаться в сторону эргономизации?"
usr345 писал(а):
В той теореме есть один нюанс: основная теорема алгебра и теорема Безу там применяются к многочлену n раз. Это невозможно записать в виде дерева. Нам придется расширить алфивить, введя циклы (можно позаимствовать у Дракона).

Есть дальше у той же Тимофеевой параграфчик "2.6. Принцип индукции для деревьев вывода", не близко ли к вопросу? Сам еще не дочитал, сорри. Также, извиняюсь за часто упоминаемый один и тот же источник, литературы мало пока знаю..
usr345 писал(а):
Как формализовать утверждение: "у многочлена степени n существует ровно n корней с учетом их кратности"?

Просто коряво выразился.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Среда, 20 Июнь, 2012 14:18 

Зарегистрирован: Вторник, 13 Сентябрь, 2011 07:26
Сообщения: 33
Откуда: Беларусь, Минск
Предлагаю на суд участников форума обещанную еще одну общую мысль по эргономизации. Идея чистыми математиками может быть воспринята как в лучшем случае еретическая, в худшем - как дилетантская. К тому же предлагаемое акцентирование может быть и не ново. Не судите строго, надеюсь на высказанную поддержку размещения неформатных мыслей.

Собственно, мысль такова. В учебниках по вм (либо по ее разделу) хотя бы для технических вузов и колледжей изложение каждой темы начинать с.. как бы сказать.. "исторического" аспекта.

Что имею в виду? Пример, взято из источника "Панов В.Ф. Математика древняя и юная" http://www.twirpx.com/file/467114/. В XVIII веке весьма распространенным методом рассуждений был, как названо в источнике, "способ правдоподобных рассуждений". То есть требовалось найти метод решения практических задач, как можно быстрее, и до конца строгие теоретические обоснования были на втором месте. Этим методом пользовались даже такие величины, как Эйлер, несмотря на встречающиеся ошибки. Только (опять же, по приведенной книжке) Гаусс, вроде как, стремился к совершенной строгости своих выводов, из-за чего иногда публиковал достижения позже, чем те же у коллег. Все дифференциальное исчисление, уже вовсю успешно применявшееся в инженерных, астрономических расчетах, было вначале построено на сомнительных основанях, и только потом, в XIX в Коши и Веерштрасс создали для него дедуктивную теорию.

Такая вешь, как можно понять, сплошь и рядом имела место быть. Сначала решались задачи, потом под работающую методику задним числом подводилась формальная база.

В современных учебниках изложение ведется в обратном порядке. Сложилась такая академическая (не ее ли Владислав называл "греко-латинской") традиция - в строгом учебнике изложение должно начинаться с формально-логических оснований. Что же мы видим в результате в плане понимаемости средним студентом? Картина, как можно понять, все хуже и хуже. Теперь уже, скажем, заочники даже на фундаментальных факультетах часто не могут похвастаться пониманием чуть ли не элементарного. С подъемом математики к вершинам абстракций, то есть со стремлением к формально-логической системности, можно видеть упадок, если можно так выразиться, "комплексно-практической" системности, понимания сути и необходимости рассматриваемых вопросов.

Если раньше математика в большей степени рассматривалась как инструмент моделирования реальности (и деятели часто были физиками по совместительству), то сейчас это больше как "вещь в себе", а если не так, то это справочник или почти популярная литература.

В общем, предложение могло бы состоять ни много ни мало к ВОЗВРАТУ ОСНОВНОГО АКЦЕНТА НА МОДЕЛИРОВАНИЕ. И рассматривание формализма во вторую очередь и как чего-то относительного. Ведь задача - одна, как и ее решение (посчитать, скажем, орбиту или балку), а вариантов формальных обоснований часто и существует несколько, а мОжет быть, вроде как, вообще бесконечное множество.

Было бы весьма интересно (но для этого от преподавателя или составителя требовалась бы достаточно высокая квалификация):

1) предварять изложение каждого раздела исторической справкой, вплоть до обозначений, принятых в соответствующее время, употребляемой фразеологии, оригинальных формулировок основателей (вроде ломоносовского "Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте"), рассматривать (может и достаточно компактно) полное развитие раздела от основателей до настоящего времени;

2) параллельно с первым пунктом рассматривать практические (либо, для более абстрактных вопросов, теоретические предыдущего уровня абстракции) задачи, приведшие к созданию раздела;

3) отдельно рассматривать вопросы построения дедуктивной теории, при этом разъясняя больше методику их построения (и кто это на сегодняшний день в полной мере умеет?), разные уже существующие варианты и возможность других. К изложению дедуктивных построений можно как раз активно привлекать как формальные, так и полуформальные графические формы, гипертекстовые ссылки, для электронных пособий и т.д. Естественно, требуется разъяснение важности таких построений (при их относительности). Неплохо бы знакомиться с ходом мыслей создателя теории при подборе им набора определений и недоказываемых утверждений для точного с одной стороны и неизбыточного с другой обоснования результатов, полученных в разделе.

Пару отрывочных примеров:

1. Алгебра, векторы, для технарей как воздух. Где-то читал (надо же, а в универе не рассказывали), что операция умножения матриц была изобретена, т.е. подобрана для моделирования операций над векторами. Но в учебниках это подается так, будто она спустилась к нам с небес и высечена на скрижалях, а уж соответствие ей поворота векторов доказывают теоремой. О действительном имевшем место ходе мыслей только очень где-то (сейчас не нашел) очень вскользь.

2. Та самая логика высказываний, по свежим следам. Приведенный пример аксиоматизации логики высказываний, размещенный в Википедии. Многие ли быстро выведут из этой аксиоматики истинностные таблицы для функций? Лично я пока "затруднюсь". А ведь если ее привести, дотошный студент (не дай бог) возьмет да и потребует. Есть и другой подход - определить функции, что более понятно, и тогда множество аксиом систем вывода пусто, что, кстати, возможно, и более методологически правильно, ибо аксиома - часть теории - является "предметом исследования" логики высказываний - метатеории (правильно?).

3. Про инфинитезимальные величины Ньютона и Лейбница, пределы Коши и всю эта большую тему, головную боль студентов, уже говорил. Опять же где-то читал, эффективный в результатах Тесла не пользовался дифференциальным исчислением, считал его, правда, красивой "математической поэзией".

и т.д.

-------------------

В связи со всем этим, вопрос к форумчанам, как вы отнеслись бы к такой крамольщине?

Еще, можете ли посоветовать хорошую книжку (желательно, конечно, русскоязычную), где хотя бы один небольшой вопрос какого-либо раздела математики очень подробно рассматривался бы в историческом развитии (про символику в алгебре Диофанта у В.Д. читал, что-то, может быть, в этом духе, вместе с символикой раскрывающее развитие вообще раздела)?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Среда, 20 Июнь, 2012 21:27 

Зарегистрирован: Понедельник, 30 Июль, 2007 10:53
Сообщения: 112
Откуда: Беларусь, Минск
Поскольку не преподаватель и даже не математик, то ничего особо толкового по теме не предложу, но вот подсказать кого-то, кто также как и Вы не попадает в когорту существующего способа преподавания математике, наверно смогу.

Шур
Киселёв, написавший свой учебник при царской России.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Четверг, 21 Июнь, 2012 01:03 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник, 04 Октябрь, 2011 17:45
Сообщения: 585
Игорь Рубанов писал(а):
В общем, предложение могло бы состоять ни много ни мало к ВОЗВРАТУ ОСНОВНОГО АКЦЕНТА НА МОДЕЛИРОВАНИЕ. И рассматривание формализма во вторую очередь и как чего-то относительного.


Да, математику преподают из рук вон. Обычный подход: аксиомы → теоремы → задачи.
А хотелось бы начинать с задач, чтобы было понятно, зачем это мучение вообще придумали.
Нужно заинтересовать разум ребёнка, дать ему убедиться, что математика даёт силу решать
практические задачи.
Наиболее абстрактные вещи надо давать вообще в конце, когда студент натрёт мозоли.

Второй момент: кроме интеллекта, нужно задействовать и эмоциональный разум учащегося.
Это зверски повысит скорость и эффективность обучения.
В этом деле графика - основное.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Четверг, 21 Июнь, 2012 01:08 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник, 04 Октябрь, 2011 17:45
Сообщения: 585
Игорь Рубанов писал(а):
В связи со всем этим, вопрос к форумчанам, как вы отнеслись бы к такой крамольщине?

С такой крамольщиной категорически согласен.

Ещё добавлю от себя. Кроме обучения, есть вопрос использования математических знаний "на производстве".
Например, мне нужно грамотно обработать массив данных, а статистику я не знаю (позор мне). Как быть?
Брать учебник и "учить матчасть"? На это нет времени.
А здорово было бы, если бы имелись в доступном виде алгоритмы решения
типичных задач по статистике. Что-то типа того:
Вложение:
Комментарий к файлу: Алгоритм статистической обработки данных.
statistics.png
statistics.png [ 84.38 КБ | Просмотров: 8392 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Четверг, 21 Июнь, 2012 03:00 

Зарегистрирован: Понедельник, 09 Август, 2010 22:28
Сообщения: 128
Начал прорабатывать большую теорему. Насколько корректны мои формализации? Замечания, предложения?


Вложения:
theorem.png
theorem.png [ 21.04 КБ | Просмотров: 8344 ]
theorem.tex.zip [1.25 КБ]
Скачиваний: 252
theorem.pdf [49.43 КБ]
Скачиваний: 302


Последний раз редактировалось usr345 Четверг, 21 Июнь, 2012 23:03, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Эргономизация математики
СообщениеДобавлено: Четверг, 21 Июнь, 2012 18:32 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 5850
Откуда: Москва
Уважаемый Игорь Рубанов!

Вы делаете большое и важное дело. Я полностью поддерживаю Вас. И желаю Вам больших успехов.

Но! Игорь, Вы, к сожалению, не следите за счетчиком.
Чтобы помочь Вам, я произвел «контрольную закупку» Вашей темы. Точнее, Ваших сообщений в теме.

Результаты таковы:
Скачиваний: 33, 12, 16, 3, 15.
Просмотров png: (в другой Вашей теме): 56, 54.

Игорь, это маловато. Недостаток в том, что Вы почти совсем не используете png.
Чтобы заинтересовать читателей, надо активно использовать png.
Вы недооцениваете важность png для популяризации Ваших идей.

Игорь, обратите внимание на такой факт — в Вашей теме участвует usr345.
У него показатели намного лучше.
Число просмотров png (в сообщениях usr345): 36, 278, 245, 169.

Почему у usr345 такие замечательные показатели? Потому что он активно использует png.

Уважаемый Игорь! Мне кажется, стоит обратить внимание на уроки, которые дает usr345. И сделать соответствующие выводы.
Путь к сердцам Ваших читателей лежит через png.
________________________________________________

Уважаемые коллеги!

Мои рассуждения, разумеется, не бесспорны и открыты для дискуссии.
Если у Вас другое мнение, прошу критиковать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 72 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2008-2024, участники конференции «DRAKON.SU», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB