СХЕМОКУРС — ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Гуленков Геннадий Алексеевич (istina @ inion.ru), Центр информатизации, социальных технологических исследований и социологического анализа (Центр ИСТИНА), г.МоскваПри знакомстве с разнообразными текстовыми источниками чаще всего приходится убеждаться, что многие люди с активным умом и блестящими идеями оказываются не в состоянии доходчиво и ясно изложить свои мысли, заставить своих читателей точно понять, что же они имеют в виду. Это одна из причин, существенно тормозящая процесс восприятия обучаемым учебного материала, ибо обучаемый должен при работе с текстом его осмысливать, вычленять и выделять необходимые объекты и устанавливать существующие между ними отношения. Второй причиной, затрудняющей работу с текстами, является слабое использование средств визуализации знаний, особенно в области социально-гуманитарных дисциплин.
Серьезный положительный сдвиг в решении этой проблемы может быть получен при использовании современной технологии структуризации с использованием графических средств визуализации. Эта технология получила название схематизация, а сам результат такой структуризации — схемокурс.
Интеллектуальная деятельность, а постижение новых знаний безусловно можно отнести к таковой, является эффективной только в том случае, если она позволяет добиться качественного результата при наименьших интеллектуальных затратах. Время решения человеческим мозгом интеллектуальных задач зависит от скорости восприятия, понимания и усвоения поступающих в мозг сообщений, а сама скорость восприятия от наглядности, доходчивости, смысловой полноты и других полезных свойств информационного материала, который должен точно и наглядно отражать сущность вопроса, постановку задачи и ход ее решения.
Органический и принципиально неустранимый порок текстового представления знаний состоит в том, что оно не позволяет задействовать огромные резервы производительности человеческого мозга, связанные с его способностью к скоростной обработке больших массивов симультанно воспринимаемой информации. Замена же текста удачным чертежом включает в работу симультанные механизмы восприятия и мышления, резко повышая продуктивность мозга.
Прототипом системы визуализации информации является универсальное средство описания человеческой деятельности, содержащее доминирующую графическую составляющую – алгоритмический графический язык ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность). В основе этого языка лежит графический образ, адекватно представляющий сущность и внутреннюю структуру каждого отдельного информационного элемента. Вполне естественно, что одним из таких элементов может быть рассмотрен текстовый фрагмент. Для перевода конкретного текста в графические образы необходим глубокий и всесторонний анализ текста, в ходе которого выявляются все значимые объекты и логические связи и отношения, подлежащие изображению. Эффективное использование подобной системы в учебном процессе потребовало пройти путь от алгоритмизации через визуализацию к структуризации и, как результат, к схематизации.
Для более четкого понимания элементов технологии схематизации полезно привести несколько определений, впервые предложенных В. Д. Паронджановым:
Схематология — новое научное направление, изучающее методы оптимизации визуальных форм представления знаний, методы преобразования сложных научных и учебных текстов в графическую форму с целью повышения производительности умственного труда ученых, специалистов и учащихся за счет изменения способа зрительного восприятия и перехода от медленного сукцессивного режима работы зрительного анализатора к быстрому симультанному.
Схематизация — процесс выявления наиболее важных элементов текстового материала и преобразования их в форму графической схемы на основе специально разработанных схематологических и когнитивно-эргономических методов, которые позволяют облегчить работу по изучению сложных текстов за счет исключения второстепенных деталей, повышения наглядности и доходчивости текстового материала.
Схематолог — специалист, выполняющий схематизацию текстовых материалов, результатом которой является схемокурс.
Схемокурс — учебное пособие нового типа, представляющее собой альбом графических схем, полученных в результате схематизации текстовых материалов, который точно и наглядно представляет основное содержание текстового материала.
Схемокадр — одна страница схемокурса, содержащая одну или несколько графических схем, каждая из которых отражает законченный смысловой фрагмент текстового материала.
Средства схематизации должны отвечать основополагающим принципам, лежащим в основе способов представления информации, определенные В. Ф. Вендой:
принцип лаконичности — графические средства должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения существенной информации;
принцип акцента на основных смысловых элементах;
принцип автономности — четкое ограничение каждой части информации;
принцип структурности — центральные части должны занимать узловое положение;
принцип стадийности — последовательное изображение информации.
При разработке схемокадра в качестве средств визуализации схематолог использует графические конструкции, которые в свою очередь состоят из графических элементов. Одной из важных проблем в технологии схематизации является определение набора графических элементов, из которых формируются графические конструкции, обеспечивающие эффективное восприятие учебного материала. Эта проблема была успешно разрешена в результате разработк специального графического алфавита. Основу алфавита составляют элементарные графические элементы. Элементарные графические элементы с помощью линий связи объединяются в графические конструкции. В ряде случаев линии связи в графических конструкциях могут отсутствовать. Совокупность элементарных графических элементов и графических конструкций образуют графический конструктор, используя который схематолог создает последовательность схемокадров, составляющих основу схемокурса.
Схемокурс, разбитый на отдельные страницы — схемокадры, представляет собой краткую структурированную версию учебного материала, выполненную с применением специальных графических символов, в каждый из которых вписываются соответствующие фрагменты текста учебного материала, составляющие костяк его смысловой части. При этом схематолог делает сокращения в тексте, оставляя лишь наиболее значимые слова и выражения. Каждый схемокадр, таким образом, отражает не только сущность, но и структуру описанной текстом проблемы, тем самым облегча процесс мышления обучаемого.
Можно определить следующие задачи, решаемые схемокурсом:
Конспективное представление полного текста учебного материала.
Структуризация текста учебного материала независимо от качества его представления.
Визуализация содержательной части текста с помощью текстово-графических элементов, облегчающих восприятие и запоминание учебного материала.
Систематизация представления всего комплекса учебных дисциплин, которые предлагаются в процессе обучения.
Использование в учебном процессе наряду с обычным учебным текстом схемокурсов позволяет существенно интенсифицировать сам процесс обучения. Схема в этом случае выступает в качестве опоры для понимания содержательной части текстового источника. Схемокурс порождает у обучаемого стройную систему знаний по изучаемой проблеме, приближает информацию к обучаемому, делает ее максимально прозрачной, а потому понятной. Учебные блоки становятся обозримее во времени, ибо несколько страниц текста заменяются всего двумя-тремя схемами.
Идеи, заложенные в инструментарий технологии схематизации, нашли свое отражение и практическое воплощение в процессе создания электронных обучающих систем (ЭОС) Центра ИСТИНА. Пятилетний опыт использования схемокурсов как в электронном, так и в печатном виде в качестве одной из составляющих комплекта учебных и учебно-методических материалов ЭОС, получил положительный отклик , что позволило с твердой уверенностью закладывать принципы схематизации в перспективные работы по созданию учебных материалов с использованием Новых информационно-образовательных технологий.
Литература:Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. — М. Радио и связь, 1998.
Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. — М. Наука, 1988.
Введение в эргономику (под ред. В. П. Зинченко) М., Сов. Радио, 1974.
Горянов В. П. Инженерно-психологические требования к алфавиту знаков и символов, используемых для кодирования информации. В кн. Эргономика. принципы и рекомендации. М., 1974.
Боумен У. Графическое изображение информации. М., Мир, 1971.
Гуленков Г.А. Элементы новой информационно-образовательной технологии для системы образования. VII Международная конференция «ИТО-98», Москва, 10-13 февраля 1998.
http://www.ito.su/2000/II/4/4104.html