DRAKON.SU

Текущее время: Воскресенье, 14 Сентябрь, 2025 02:53

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Четверг, 04 Сентябрь, 2025 16:26 

Зарегистрирован: Вторник, 26 Август, 2025 14:50
Сообщения: 31
Чем болен средний бизнес? Статья 3. Почему ваш бизнес хромает: история одного IT-ортопеда

https://habr.com/ru/articles/940210/

Изображение

В этой статье мы разбираем, почему популярные IT-решения часто не лечат, а калечат бизнес, и предлагаем пошаговую стратегию построения по-настоящему адаптивной и управляемой системы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 10 Сентябрь, 2025 09:42 

Зарегистрирован: Вторник, 27 Апрель, 2021 05:25
Сообщения: 136
Откуда: Томск
В этой статье появились ссылки на исследования. И мне особенно было интересно исследование Дэниела Л. Муди "Почему иногда диаграммы хуже тысяч слов: анализ BPMN 2.0". Ссылка на полный текст статьи.
Конечно, для ДРАКОНа полезно, когда альтернативные нотации подвергаются критике. Но в данном случае я считаю, что BPMN чересчур раскритиковали. Мне показалось, что это исследование во многом преувеличено. Думаю, это всё из-за группирования символов сугубо по графическому признаку. Например, шестой рисунок в статье.
Вложение:
1.PNG
1.PNG [ 60.66 КБ | Просмотров: 31 ]

В нём написано мол "вот знак плюса есть в шлюзе и в подпроцессе, но несёт разный смысл". Но обучение нотации BPMN не так построено. Там не изучаются сначала фигуры с плюсами, потом фигуры с крестиками, а потом с кружочками.

Классификация элементов BPMN построена на дереве термов: событие, шлюз, артефакт, пул, дорожка, поток.
Потом идёт описание каждого элемента. Например, события обозначаются кругом. Они бывают стартовые, промежуточные и конечные. Стартовые имеют тонкий контур. Промежуточные имеют два тонких контура, будто внутри круга есть круг поменьше. Конечные имеют толстый контур.
Если внутри круга нет символов - это события, обозначающие начало, конец и промежутки описываемого бизнес-процесса. Если внутри круга есть символ - он указывает на причину события. Белый конверт - приём сообщения, чёрный конверт - отправка сообщения, часы - ожидание и так далее.

Когда обучение нотации разделено на темы, а не даётся скопом, тогда всё понятно. Дракон конечно в этом смысле имеет меньшую строгость в обучении, потому что объём элементов в нём поменьше.

Второй момент, касающийся преувеличения непонятности BPMN, это тринадцатый рисунок.
Вложение:
2.PNG
2.PNG [ 44.65 КБ | Просмотров: 31 ]

Автор говорит, что эти шлюзы очень похожи, поэтому непонятны. Вопрос практики. Мы отталкиваемся от ассоциации: крестик означает, что что-то необходимо удалить, исключить. То есть выбрать одну альтернативу из нескольких. В то время как плюс означает объединение, совмещение, использование всех вариантов. Автор статьи нередко использует понятие "ассоциации", но почему-то здесь им пренебрёг. К тому же в контексте использование шлюзов будет намного яснее.

Третий момент - это предлагаемые варианты замены событий (рисунки 32, 33, 35 в статье)
Вложение:
3.PNG
3.PNG [ 123.97 КБ | Просмотров: 31 ]
Вложение:
4.PNG
4.PNG [ 175.12 КБ | Просмотров: 31 ]

Первый вариант - отказаться от контуров и заменить кружки цветами. Хорошо, но в чёрно-белом варианте это нечитабельно, с учётом всех оттенков серого. Я думаю, что создатели BPMN об этом думали, поэтому и решили различать события контуром. Первое, что видит человек - очертания предметов. Как и в Драконе - есть прямоугольники, есть шестиугольники, есть пятиугольники, есть закруглённые края и острые края. И только потом смотрим в содержание фигуры. С BPMN точно так же. Если оставить вместо них цвета, то эти тёмные пятна будут перетягивать всё внимание на себя в цепочке действий, так как никакие другие фигуры не будут выделены цветом. Это доказывает, например, рисунок 57 из статьи.
Вложение:
7.PNG
7.PNG [ 60.51 КБ | Просмотров: 31 ]

Второй вариант - использовать внутри символы. Это тоже осложняет зрительное восприятие - человек сразу переходит ко второй стадии - анализ содержания. На мой взгляд начать с контура было правильным решением. Контур меньше, тоньше и при этом основательней.
Вложение:
5.PNG
5.PNG [ 201.04 КБ | Просмотров: 31 ]

А замена события завершения дорожным знаком тупика или эскалацию знаком эскалатора вообще кажется очень забавным предложением. В первую очередь из-за смысла, а во вторую - из-за графической нечитаемости. Эскалатор - это три символа - сам эскалатор, человек и стрелочка. А оригинальный символ - это одна полая острая срелка вверх. Знак тупика - это многоугольник с острыми краями, а оригинальный символ - чёрный кружок. Фигуры с закруглёнными краями более смотрибельны. Чем меньше детализации, тем лучше. Удивительно, что автор не соблюдает эти каноны - сукцессивное и симультанное восприятие, визуальная герменевтика.

Другие замены тоже не соответствуют этим правилам. Рисунки 38 и 39. Неужели их можно назвать "improvement"? Между тремя чёрточками и тремя акторами, я выберу три чёрточки.
Вложение:
6.PNG
6.PNG [ 132.79 КБ | Просмотров: 31 ]


Тот факт, что Дэниел Л Муди мало ознакомлен с BPMN подтверждает рисунок 65.
Вложение:
8.PNG
8.PNG [ 84.18 КБ | Просмотров: 31 ]

Предпочесть текст в большом ромбе вместо логического оператора может человек, непривыкший к математической логике. И это вероятно, потому что Дэниел Л Муди представляет факультет психологии и социальных наук в Нидерландском университете.

Как итог: критика BPMN преувеличена. Разумеется, BPMN не может использовать случайный прохожий, ему учатся, это профессиональный навык. Меня просили строить BPMN-диаграммы на технических собеседованиях на должность системного аналитика. Предложения по улучшению нотации заставляют только усомниться в объективности автора и больше удостовериться, что над нотацией проведена тщательная работа. Да, в BPMN есть элементы с очень затруднённым восприятием:
Вложение:
9.PNG
9.PNG [ 82.69 КБ | Просмотров: 31 ]

Но они используются очень редко. С комбинацией контуров, событий с действиями можно предположить, что получится 170 комбинаций, но это как комбинации цветов в букете - букет можно будет описать, разглядев каждый цветок. Дракон легче лишь тем, что меньше элементов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 10 Сентябрь, 2025 10:35 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 6025
Откуда: Москва
Алексей, спасибо за содержательные комментарии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 10 Сентябрь, 2025 10:48 

Зарегистрирован: Вторник, 26 Август, 2025 14:50
Сообщения: 31
Спасибо за комментарий
Согласен статья резковата. Сейчас я бы написал по другому.

Основные исследования сложности и usability BPMN
1. Jan Recker, Michael zur Muehlen, Keng Siau (2009)
Тема: Измерение сложности метода: Сравнение UML и BPMN / Measuring Method Complexity: UML versus BPMN
Ключевые выводы: BPMN имеет очень высокий уровень сложности по сравнению с UML
Ссылка: https://aisel.aisnet.org/amcis2009/541/

2. Jan Recker, Michael zur Muehlen (2009)
Тема: Измерение сложности метода: случай Business Process Model and Notation / Measuring Method Complexity: The Case of the Business Process Model and Notation
Ключевые выводы: Теоретическая сложность BPMN значительно выше сложности его графических конструктов. Сложность полной спецификации BPMN составляет 169.07, что на 50-60% выше при использовании подмножеств
Ссылка: http://workflowpatterns.com/bpmreports/ ... -09-03.pdf

3. Chrysoula Fotoglou (2019)
Тема: Оценка сложности BPMN моделей для редизайна с использованием метрик / Assessing the Complexity of BPMN Models for Redesign using Metrics
Ключевые выводы: Исследование метрик сложности для количественной оценки различных аспектов BPMN
Ссылка: https://dspace.lib.uom.gr/bitstream/215 ... sc2019.pdf

4. Ana Ivanchikj, Souhaila Serbout, Cesare Pautasso (2020)
Тема: От текста к визуальным BPMN моделям: дизайн и оценка / From Text to Visual BPMN Process Models: Design and Evaluation
Ключевые выводы: 48% участников использовали вопросы для описания XOR-шлюзов, хотя эта функция не объяснялась. 20% участников использовали фрагменты некорректно, 3 участника нашли синтаксис "..." сложным
Ссылка: https://souhaila-serbout.me/pdfs/ivanchikj2020text.pdf

5. Ana Ivanchikj, Souhaila Serbout, Cesare Pautasso (2022)
Тема: Живое моделирование процессов с помощью BPMN Sketch Miner / Live process modeling with the BPMN Sketch Miner
Ключевые выводы: Студенты без предварительного знания BPMN смогли создать корректные модели со средней точностью 87%, но столкнулись с трудностями в понимании сложных конструктов
Ссылка: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9525392/

6. Ilia Sharapov, Madara Jurevica (2022)
Тема: BPMN в здравоохранении: вызовы и лучшие практики / BPMN in healthcare: Challenges and best practices
Ключевые выводы: Выявлены общие проблемы моделирования процессов в здравоохранении, включая сложности восприятия BPMN медицинским персоналом
Ссылка: https://www.sciencedirect.com/science/a ... 7922000217

7. Lara Lu, Claudia Hauff, Fabrizio Orlandi (2022)
Тема: Преимущества и ограничения бизнес-процессной модельной нотации в использовании / Benefits and limitations of business process model notation in use
Ключевые выводы: Признаются трудности и вызовы при внедрении BPMN, особенно сложность для тех, кто не знаком с нотацией
Ссылка: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9152926/

Критические аспекты сложности BPMN
Основные проблемы, выявленные исследованиями:
1. Высокая структурная сложность

Сложность полной спецификации BPMN (169.07) значительно превышает практически используемые подмножества (62.75-126.65)

Множество скрытых правил и ограничений, не отображаемых графически

2. Когнитивная нагрузка

Repetition и exclusive choices создают более высокую когнитивную нагрузку по сравнению с последовательными задачами

Сложность для понимания медицинскими работниками и новичками

3. Проблемы обучаемости

20% участников исследований используют конструкты некорректно

Необходимость изучения множества символов, правил и элементов

4. Ограничения применимости

Не подходит для всех типов процессов

Ограничения в моделировании динамических и адаптивных процессов

Жесткая структура ограничивает инновации

8. Bernard Aguayo (2024)
Тема: BPMN для UX: интеграция и преимущества в ориентированном на пользователя дизайне / BPMN for UX: Integration and Benefits in User-Centered Design
Ключевые выводы: Анализ сложностей интеграции BPMN в UX-процессы
Ссылка: https://aguayo.co/en/blog-aguayo-user-e ... on-for-ux/

Но самое важное для меня
что по сравнению с BPMN Дракон схема
позволяет описывать бизнес процесс точнее + позволяет выявлять скрытые вопросы.
Так же скорость понимания руководителем и рядовым сотрудником. Я не встречал в своей деятельности людей, которые бы не поняли что изображено на Дракон схеме.
Возможно я встречался с бездарями по описанию процессов, но всегда, подчёркиваю всегда, при описании сложных процессов есть к чему придраться именно с логикой описанного процесса на BPMN.
Это пожалуй самая главная разница.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2008-2025, участники конференции «DRAKON.SU», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB