Анна Красова, журналист, телеведущая.
Главный редактор портала "Здоровый Воронеж"
http://zdorov-vrn.ru/drakon-dlya-vrachejЦитата:
Дракон для врачей
10.01.2018 Анна Красова
Почему врачи совершают ошибки и как их избежать
Прочла книгу Владимира Паронджанова с достаточно жестким названием «Почему врачи убивают и калечат пациентов». В действительности же, книга вовсе не иллюстрация страшилок о врачебной практике, а научный подход к решению проблемы врачебных ошибок. Довольно интересный подход, на мой взгляд.
Оказывается, по мнению автора, многое «зашито» в несовершенстве медицинского языка: тяжеловесности формулировок, сложности терминологии медицинских учебников.
Одно и то же умозаключение можно трактовать неоднозначно, в связи с чем, по мнению автора, нет четкого и однозначного понимания конкретной медицинской ситуации. Отсюда нередко врачи действуют «интуитивно или опираясь на общую практику», что приводит к ошибкам.
Однако точные предписания к действию и принятию решений — алгоритмы — способны исключить двоякость и воспитать алгоритмичную медицину высокой точности. Это вкратце об идее автора.
Теперь о проблеме врачебных ошибок
Она гигантская, как сам Дракон, как Сцилла. Например, в России статистика врачебных ошибок не ведётся вообще. Негласно сообществом принимается, что «у каждого врача есть своё кладбище».
Вместе с тем, известны случаи вопиющих медицинских ошибок: например, вместо больного лёгкого у пациента вырезали здоровое.
У американцев тоже есть схожий случай (только они не скрывают имён). Вилли Кинг: ему ампутировали «не ту» ногу. Восьмилетний Бен Колб скончался во время операции из-за неправильно подобранного лекарства. Известный медицинский обозреватель Бетси Леман погибла от передозировки лекарств во время химиотерапии.
Эти случаи обнародованы, потому что Америка в 2010 году всерьёз озаботилась проблемой врачебных ошибок как угрозой нации. Национальный институт медицины США провёл исследование, и выяснилось, что в результате неправильных действий медиков ежегодно в Америке гибнут 44-98 тыс. американцев (сопоставимо с жертвами Вьетнамской войны, больше, чем в ДТП, больше, чем от рака молочной железы, больше, чем от СПИДа).
В 2005 Буш подписал специальный закон о безопасности пациентов. Впервые на уровень национальных приоритетов было выведено это понятие.
В России, повторюсь, такой статистики и открытых исследований нет. Однако это проблема не только российская — во всех странах высок риск врачебной ошибки.
Возвращаясь к книге, я как филолог заинтересовалась лингвистической природой проблемы. Действительно, врачи вынуждены обрабатывать в своём мышлении целые периоды сложных грамматических конструкций, в которых начало физически далеко от финала.
В настоящее время медицина пополняется новой информацией, как река после тропического дождя. Структурировать, привести к логике, запомнить все методики лечения под силу далеко не каждому врачу.
Именно поэтому автор книги предлагает изменить официальный медицинский язык. Он предлагает модель языка в виде алгоритмов, выраженных в инфографике.
Почему так? Потому что глаз, а значит, и наглядное мышление зародилось 65 млн. лет назад, а текст (иероглифический) — всего 5000 лет назад. За сим — человеку проще воспринимать визуально, картинками и схемами.
Скепсиса по отношению к новшеству много, но разумности теория не лишена, на мой взгляд, — это точно. К тому же, ещё одна проблема современных врачей: неумение принимать решение.
Сталкивались? Когда долго не могут поставить диагноз, пуляют пациента друг от друга, залечивают… ноги оттуда же: невозможности мыслить алгоритмами, как следствие — нередко заходят в тупик. В лучшем случае, передают другому врачу, в худшем — не признаются в своем бессилии и неправильно лечат.
Ну а почему Дракон? Так называется язык алгоритмов его применяют в космосе. И полагают, что принцип Дракона целесообразно ввести в медицину.