DRAKON.SU

Текущее время: Вторник, 19 Март, 2024 12:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Понедельник, 01 Июль, 2019 08:43 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 5844
Откуда: Москва
Косова А.Е. Язык ДРАКОН
как средство повышения качества
профессиональной компетентности


Вложение:
Косова 3 стр .pdf [90.81 КБ]
Скачиваний: 249


Цитата:
А.Е. Косова

ЯЗЫК ДРАКОН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

      Предлагается использование языка ДРАКОН в деятельности работников, труд которых связан с интеллектуальной деятельностью для повышения качества результатов мышления, эффективного достижения целей, снижения ошибок. Описаны основные достоинства языка и предложены возможные способы его применения при планировании работы преподавателя со студентами для более качественной подготовки подачи материала преподавателем и как следствие лучшего усвоения материала различных дисциплин с целью получения более эффективных результатов в обучении студентов.

      Ключевые слова: повышение эффективности умственного труда, качество профессиональной подготовки, повышение компетентности, язык ДРАКОН, алгоритмы, обучение.

ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность) – это визуальный алгоритмический язык программирования и моделирования, разработанный в рамках космической программы «Буран». Разработка языка велась с 1986 года при участии НПЦ АП и Института прикладной математики РАН им. М.В. Келдыша [1].

ДРАКОН определяется как общедоступный визуальный язык, предназначенный для систематизации, структуризации, наглядного представления и формализации процедурных (императивных) знаний;
для описания структуры человеческой деятельности; для проектирования, программирования, моделирования и обучения.

Правила языка ДРАКОН по созданию дракон-схем оптимизированы для восприятия и понимания алгоритмов человеком. В. Паронджанов предлагает язык в качестве инструмента усиления человеческого интеллекта [2]. Под алгоритмом будем понимать набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата.

Работа преподавателей и обучающихся в вузах и школах относится к интеллектуальному труду. Управление таким видом труда и поведением работников, которые им занимаются, является стратегическим направлением деятельности различных предприятий, способствующим повышению их эффективности и как следствие извлечению и максимизации прибыли, экономическому росту.
      Цитата:
      «Следует отметить, что современные успехи в решении таких важных проблем, как атомные, космические, экономические не были бы возможны без применения ЭВМ, работа которых может быть описана сложнейшими программами-алгоритмами. По оценкам учёных эффект, достигаемый за счет совершенствования алгоритмов численных методов, составляет 40% общего эффекта, достигаемого за счёт повышения производительности ЭВМ» [3].

Но для того, чтобы создавать такие эффективные алгоритмы, создателям необходимо «эффективно мыслить». Следовательно, необходимо в первую очередь совершенствовать это свойство человеческого интеллекта.

Но алгоритмы – это не только программы для ЭВМ. Любая деятельность человека – это последовательность действий, которые могут быть записаны в виде последовательных шагов, которые составят некоторый алгоритм. Алгоритмы используют люди различных профессий: водители, врачи, разработчики, управляющие и т. д. Поэтому умение составлять оптимальные алгоритмы актуально для всех.

Средства языка ДРАКОН учитывают психофизиологические характеристики человека-алгоритмиста. И тем самым направлены на упрощение и ускорение работы с алгоритмами.

Элементы, используемые в ДРАКОН-схемах, позволяют обозначить главные вопросы при постановке задачи:
1. Как называется задача? Её цель.
2. Из скольких частей она состоит?
3. Как называется каждая часть?

После этого с помощью ДРАКОН-схем возможно составить алгоритмы для решения каждой части задачи. Записав алгоритм в графическом виде, становится проще увидеть более короткие пути достижения необходимого результата, оптимизировать деятельность, избежать ошибок или значительно снизить их количество.

При применении языка вырабатывается умение логично мыслить в рамках дисциплины для решения её задач, формируется глубокое понимание предмета, а также язык может быть средством общения между специалистами различных направлений [4, 5].

К примеру, целями преподавания можно считать:
1. формирование знаний, умений и навыков у обучающихся (приобретение обучающимися компетенций);
2. формирование отношений к различным сторонам жизни;
3. формирование творческих способностей учащихся, их интересов, деятельности, взглядов.

Наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в области обучения определяются компетентностью преподавателя.

Для достижения вышеописанных целей важно сначала выполнить планирование проведения занятий и подачи материала, затем представить материал в доступном и максимально понятном виде, а также выполнить оценку качества усвоенного материала.

С помощью языка ДРАКОН возможно как составление плана самих занятий, так и описание проблем, на решение которых направлена конкретная преподаваемая дисциплина, и методов их решения (всё это может быть материалом лекций в виде ДРАКОН-схем), также возможно составление чётких, наглядных, понятных схем лабораторных занятий, результатами которых также будут являться созданные студентами ДРАКОН-схемы, по которым затем будет выполнено основное требуемое задание.

И в итоге возможно проектирование различных систем оценки знаний студентов. Умение описывать решения задач в виде понятных ДРАКОН-схем по конкретной дисциплине может определять качество приобретённых обучающимися компетенций в этой дисциплине, способность логично и правильно мыслить, эффективно решать задачи в рамках данной дисциплины.

Таким образом, можно сказать, что язык ДРАКОН – удобный инструмент для записи и структурирования деятельности в виде алгоритмов, позволяющих достичь желаемого результата, даёт глубокое понимание сложных проблем, позволяет проектировать сложную деятельность, бизнес-процессы, формализовать свои профессиональные знания.

Язык понятен и может быть использован преподавателями и студентами различных научных направлений, дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Википедия. ДРАКОН [Электронный реcурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ДРАКОН, свободный (дата обращения: 14.11.2017).

2. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов — это очень просто!. — М.: Дело, 2001. — 360 с. — ISBN 5-7749-0211-0.

3. Мицель А. А. Вычислительные методы : учебное пособие / А. А. Мицель. — Томск : Эль Контент, 2013. — 198 с.

4. Паронджанов В. Д. Учись писать, читать и понимать алгоритмы. Алгоритмы для правильного мышления. Основы алгоритмизации. – М.: ДМК Пресс, 2012. – 520 с.: ил. 272. - ISBN 978-5-94074-800-7.

5. Паронджанов В. Д. Дружелюбные алгоритмы, понятные каждому. Как улучшить работу ума без лишних хлопот. — М.: ДМК-пресс, 2010. — 464 с. — ISBN 978-5-94074-606-5.

Косова Анастасия Евгеньевна, аспирант, ассистент кафедры автоматизированных систем управления (АСУ) Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУРа),
т. 8-903-952-81-31,
e-mail: kosova_ae@mail.ru.

A.E. Kosova
FRIENDLY RUSSIAN ALGORITHMIC LANGUAGE THAT PROVIDES VISIBILITY AS A MEANS OF INCREASING THE QUALITY OF PROFESSIONAL COMPETENCE
The use of the Friendly Russian Algorithmic Language that Provides Visibility in the activities of employees whose work is related to intellectual activity is proposed to improve the quality of thinking results, effectively achieve goals, reduce errors. The main advantages of the language are described and possible ways of its application are suggested when planning the work of the teacher with students for better preparation of the presentation of the material by the teacher and as a result of better mastering the material of the various disciplines in order to obtain more effective results in teaching students.

Key words: increase of efficiency of intellectual work, quality of vocational training, increase of competence, language of Friendly Russian Algorithmic Language that Provides Visibility, algorithms, training.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2008-2024, участники конференции «DRAKON.SU», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB