ain писал(а):
...я для личного удобства увеличил размер полотна до 520Х350.
Сам я не печатаю схему, читаю с экрана. Может быть и зря.
По-моему мнению,
крайне желательно и даже необходимо ПЕЧАТАТЬ схему. Это надо делать не на формате А4, а на БОЛЬШОМ формате. Выбранный Вами формат 520мм Х 350мм в принципе для этого подходит. Но при печати на принтере приходится использовать формат, кратный формату А4. Например, формат 420мм Х 297мм (формат А3) или 630мм Х 297мм (3 форматки А4 в книжной ориентации). Или 594мм Х 420мм (формат А2).
Рекомендация, выделенная жирным шрифтом, является очень важной. Чтобы не быть голословным, приведу обоснование этой рекомендации.
Точнее говоря, я приведу два обоснования: краткое и подробное.
Краткое обоснованиеКогда Вы смотрите на большую дракон-схему (например, выбранный Вами формат 520мм Х 350мм), Вы, естественно, не можете увидеть всю схему ЦЕЛИКОМ. Поэтому Вы используете экран как лупу. И этой лупой последовательно просматриваете все участки дракон-схемы.
Такой способимеет 4 важных недостатка.
1. Вы недоиспользуете возможности своего СИМУЛЬТАННОГО восприятия.
2. Процесс анализа ЦЕЛОСТНОГО образа Вы заменяете на кусочно-рваный.
3. Значительную часть дракон-схемы Вы воспринимаете не как ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ, а как ОБРАЗ ПАМЯТИ.
4. В итоге богатейшие возможности Вашего мозга недоиспользуются.
Это слишком краткое объяснение. Оно может показаться непонятным и неубедительным. Поэтому я перейду к подробному объяснению. В качестве такого объяснения можно перечитать форум "Дракон и симультанное зрительное восприятие". Но там есть избыточный материал. Чтобы сэкономить Ваше время, я сделал выборку из материалов упомянутого форума, которую предлагаю Вашему вниманию.
Почему необходимо ПЕЧАТАТЬ Вашу схему на листе бумаги БОЛЬШОГО формата?
Подробное обоснование ЕСТЬ ЛИ ИНТУИЦИЯ У ОБЕЗЬЯН?В начале XX века психолог Вольфганг Келер покинул наскучившую ему Европу и отправился на остров Тенериф (Канарские острова), где принялся изучать мышление обезьян. Классический опыт Келера состоит в следующем.
Обезьяну помещают в клетку. Снаружи клетки лежат палка и банан, до которого она не может дотянуться. На первый взгляд, задача очень проста. Чтобы завладеть бананом, нужно:
• схватить палку,
• с ее помощью пододвинуть к себе банан.
К своему удивлению, Келер обнаружил, что обезьяна справляется с делом далеко не всегда.
Достаточно было, особенно в начале опытов, отодвинуть палку подальше от банана — и решение задачи сильно затруднялось, а часто становилось вовсе невозможным.
Если же палка и плод лежали рядом, проблем обычно не возникало [10].
В чем же причина этой загадки? Анализ выявил любопытные вещи. В первом опыте плод и орудие находились по разные стороны клетки (рис. 139). Когда обезьяна смотрела на банан, палка находилась у нее за спиной, и она о ней забывала. Когда же она видела палку, то теряла из виду плод, так как он оказывался за спиной. Таким образом, она видела предметы только поочередно. Она никогда не видела банан и палку вместе. Запомним этот факт.
Во втором опыте палка и плод находились по одну сторону клетки и лежали близко друг к другу (рис. 140). На этот раз обезьяна видела оба предмета одновременно. Они находились в одном зрительном поле. Глядя на банан, обезьяна обязательно видела палку, так как та «сама бросалась в глаза». И наоборот, глядя на палку, она невольно замечала и банан.
Что же выяснил Келер? Если ключевые элементы проблемной ситуации — банан и палка — отпечатываются на сетчатке обезьяньего глаза одновременно (симультанно), решение задачи облегчается. Если последовательно (сукцессивно) — затрудняется.
Этот вывод чрезвычайно важен: вероятность успешного решения увеличивается, если обезьяна в состоянии одновременно видеть плод и палку.
Отсюда Келер сделал еще один вывод: основное свойство интеллекта шимпанзе — его связь с оптически актуальной, легко обозримой, до конца наглядной ситуацией [10, 11]. Что это значит?
ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ И ОБРАЗ ПАМЯТИ?Чтобы двинуться дальше, приведем некоторые общеизвестные сведения из области зрительного восприятия. Психологи различают два понятия:
• образ восприятия,
• образ памяти.
Когда мы смотрим на любой предмет, например, на незнакомый пейзаж, он представлен в нашем сознании как образ восприятия. Этот красочный, ясный и отчетливый образ. Он содержит множество живых деталей, которые при желании можно подробно рассмотреть.
Но давайте закроем глаза или отвернемся от пейзажа. Образ, конечно, сохранится в нашей памяти. Но он претерпит удивительную метаморфозу. Живые краски поблекнут, живописные подробности исчезнут. Что же останется? Наша память не всесильна. Она в состоянии удержать лишь жалкое подобие былого великолепия. Она сохранит смутный, тусклый и расплывчатый образ, потерявший живую прелесть и превратившийся в грубый эскиз. Эта мертвая схема и есть образ памяти (= образ, хранящийся в памяти).
Сказанное можно резюмировать таким образом.
Образ восприятия — отражение в нашем сознании внешнего предмета или зрительной сцены, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (сетчатку глаза).
Образ памяти — отражение в сознании предмета, который мы видели когда-то раньше, но который теперь не доступен взору и сохраняется только в памяти.
СКЛЕИВАНИЕ И ОЧНАЯ СТАВКАНетрудно сообразить, что между двумя опытами Келера есть принципиальная разница. В чем она заключается?
В первом опыте (рис. 139) один предмет (например, банан) представлен как образ восприятия, второй (палка) — как образ памяти.
Во втором опыте (рис. 140) ситуация радикально меняется. Оба предмета (и палка, и банан) даны обезьяне как образы восприятия.
В первом случае обезьяна не может заметить логическую связь между палкой и бананом. Почему? Видимо, потому, что образ восприятия и образ памяти находятся в разных отделах ее мозга, связь между которыми затруднена. Чтобы решить задачу, мозг должен «склеить» между собой два разнородных образа — образ восприятия и образ памяти. Подобная операция — назовем ее «склеивание» — требует от мозга чрезвычайных усилий и часто оказывается невозможной.
Сделаем пояснение с помощью метафоры. Представим, что образ памяти хранится в туго завязанном мешке. Чтобы решить задачу, надо сначала развязать мешок (что трудно), извлечь оттуда образ памяти (например, банан) и склеить его с образом восприятия (палкой). Все это хлопотно и неудобно.
Во втором случае все иначе. Не надо заниматься трудным склеиванием. И палка, и банан представлены в мозгу в наглядной и удобной форме — как образы восприятия. Эти образы хранятся в мозгу в одном и том же месте — в зрительных областях коры. Связь между ними устанавливается легко. Почему?
Когда плод и палка находятся в поле зрения одновременно, между ними как бы происходит «очная ставка». Можно сказать, что очная ставка — это мозговой механизм взаимодействия двух образов зрительного восприятия. При очной ставке логическая связь («нейронное замыкание» двух ключевых образов) устанавливается с большой вероятностью. Обезьяна как бы «непосредственно усматривает истину».
Перейдем от метафор к строгим определениям.
Очная ставка между двумя предметами — это зрительная ситуация, когда оба предмета мы видим одновременно (симультанно), когда они находятся в одном зрительном поле и одновременно отпечатываются на сетчатке глаза.
Последовательное предъявление двух предметов — зрительная ситуация, когда предметы мы видим только поочередно (сукцессивно) и никогда вместе. В этом случае, чтобы установить логическую связь между ними, мозг вынужден выполнять неприятную и громоздкую операцию «склеивание», которая требует больших умственных усилий.
ИНТУИЦИЕЙ ОБЕЗЬЯН МОЖНО УПРАВЛЯТЬПредположим, мы хотим помочь обезьяне решить задачу, облегчить ее «умственный труд». Что для этого нужно сделать?
В общем виде ответ звучит так. Изменяя условия опыта, нужно уменьшить психологическую сложность задачи, чтобы обезьяна могла быстрее придти к правильному решению.
Проведенный анализ позволяет сформулировать принцип управления интуицией. Чтобы повысить вероятность успешного решения, необходимо всегда (когда это возможно и целесообразно) избегать операций «склеивание» и заменять их операцией «очная ставка». Последняя, говоря словами Келера, делает ситуацию легко обозримой и до конца наглядной.
Изложенные соображения можно охарактеризовать как принцип Келера.
ПРИНЦИП КЕЛЕРАМышление протекает легче и быстрее, если все элементы проблемной ситуации представлены перед глазами одновременно (симультанно) в одном зрительном поле.
Если же один из элементов отсутствует перед глазами (представлен как образ памяти), решение задачи замедляется или делается невозможным.
Отсюда вытекает важное
Следствие. Чтобы минимизировать умственные усилия обезьяны, надо стремиться перейти от последовательного предъявления предметов к очной ставке.
ЗНАКОВАЯ И ПРЕДМЕТНАЯ СЦЕНАЗрительная сцена — это то, что мы видим. То, что находится у нас перед глазами. Впрочем, эта фраза слишком расплывчата. Действительно, если мы медленно повернемся на 360◦, мы увидим обширную панораму, охватывающую весь мир вокруг нас. Но это не будет зрительной сценой. Дадим более четкое определение.
Зрительная сцена — это то, что находится у нас перед глазами (в нашем поле зрения), при условии, что мы почти не двигаемся и лишь слегка меняем направления взора.
Зрительные сцны бывают знаковые и предметные.
Раскрытая книга, плакат, чертеж, портрет, натюрморт, скульптура, картинка на экране компьютера — это знаковые сцены.
Куст рябины, восход солнца, городская улица, вагон метро, собака у забора — это предметные сцены.
Понятие «зрительная сцена» позволяет по-новому взглянуть на опыты Келера. Можно сделать следующие замечания.
• В опытах Келера обезьяна имела дело с предметной зрительной сценой.
• В первом опыте (рис. 139) палка и банан находились в разных зрительных сценах, что затрудняло решение задачи.
• Во втором опыте (рис.140) палка и плод образовали одну зрительную сцену, что помогало обезьяне решить задачу.
• Чтобы активизировать интуицию обезьян, нужно помещать ключевые элементы проблемной ситуации (между которыми обезьяна должна установить логическую связь) в пределах одной зрительной сцены.
ИНТУИЦИЕЙ ЧЕЛОВЕКА ТОЖЕ МОЖНО УПРАВЛЯТЬЗабудем об обезьянах и вернемся к человеческим проблемам. Можно предположить, что принцип управления интуицией (принцип Келера) относится не только к обезьяне, но и к человеку.
Мощь человеческого интеллекта на 99% порождена знаками. Поэтому нас будут интересовать не предметные зрительные сцены, а только знаковые. Причем не любые знаковые сцены, а только диосцены, содержащие зрительно-письменную информацию.
Наша гипотеза состоит в следующем. Чтобы облегчить и улучшить интуитивное мышление человека при решении интеллектуальных задач, необходимо:
• выявить знаковые зрительные сцены (диосцены), которые отражают проблемную ситуацию,
• научиться правильно проектировать эти зрительные сцены, сделав их эргономичными,
• при этом необходимо избегать операций «склеивание», заменяя их «очной ставкой».
ВЫВОДЫ1. Мышление протекает легче и быстрее, если все элементы проблемной ситуации представлены перед глазами одновременно (симультанно) в одном зрительном поле.
2. Если же один из элементов отсутствует перед глазами (представлен как образ памяти), решение задачи замедляется и затрудняется.
3. Чтобы облегчить и улучшить интуитивное мышление человека при решении интеллектуальных задач, необходимо:
• выявить знаковые зрительные сцены (диосцены), которые отражают проблемную ситуацию,
• научиться правильно проектировать зрительные сцены, сделав их эргономичными,
• при этом необходимо избегать операций «склеивание», заменяя их «очной ставкой».
ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ ИМЕЕТ ПРАКТИЧЕСКИ НЕОГРАНИЧЕННЫЙ ОБЪЕМОторвитесь от своего ноутбука и взгляните за роскошный вид за окном. Вашим удивленным глазам откроется огромный сверкающий и бесконечно разнообразный мир. Вы увидите излучину петляющей реки, рощу на другом берегу, пляж, набитый отдыхающими, несущийся по воде глиссер, волшебную игру облаков на вечереющем небе и тихий затон, усыпанный желтыми кувшинками.
Самое интересное, что вы воспринимаете эту зрительную картину очень быстро, без всякого труда, практически мгновенно, то есть СИМУЛЬТАННО.
То, что вы видите, отражается в вашей голове как ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ. При желании его можно назвать «памятью открытых глаз». Объем этой памяти практически бесконечен. Все разговоры о чанках по отношению к образу восприятия совершенно бессмысленны.
ОБРАЗ ПАМЯТИ ИМЕЕТ МАЛЫЙ ОБЪЕМ Про малый объем зрительной памяти (и про чанки) можно говорить лишь тогда, когда описанный выше роскошный пейзаж предъявляется нашим глазам на несколько миллисекунд. И после этого сразу и навсегда исчезает.
Но такое условие в реальной жизни выполняется очень редко. Ведь мы почти всегда имеем возможность вызвать нужную нам информацию еще раз. И рассмотреть ее более детально.
СИМУЛЬТАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАРТИН ПРИРОДЫ ПРОТЕКАЕТ ПОЧТИ МГНОВЕННО (ОЧЕНЬ БЫСТРО).Чем объясняется колоссальная скорость восприятие картин природы? Тем, что наши генетически заданные нейронные механизмы воспринимают картины природы и человеческие лица как предсказуемые, знакомые и хорошо структурированные.
ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ СЛОЖНОЙ ЖИВОЙ КАРТИНЫ, НАДО ВЫБИРАТЬ КАРТИНУ БОЛЬШОГО ФОРМАТА.Примером является находящаяся в Третьяковской галерее картина художника Александра Иванова «Явление Христа народу».
МЕХАНИЗМ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛОЖНОЙ АБСТРАКТНОЙ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО СТРОИТЬ, ПОДРАЖАЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЕ Это значит: чтобы облегчить понимание сложных абстрактных проблем надо использовать имеющиеся в нашем мозгу мощные нейронные механизмы симультанного восприятия, сформированные за миллионы лет при восприятии окружающего мира (картин живой природы).
ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ СЛОЖНОЙ АБСТРАКТНОЙ ПРОБЛЕМЫ, ЖЕЛАТЕЛЬНО РАЗМЕСТИТЬ ЕЕ ЦЕЛИКОМ НА ОДНОМ БОЛЬШОМ ЛИСТЕ БУМАГИ. Это значит: чтобы получить целостный образ сложной абстрактной проблемы, надо выбрать лист бумаги большого формата.
СИМУЛЬТАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ БОЛЬШОГО ФОРМАТА (А1, А0 и т.д.) ПРОТЕКАЕТ БЫСТРО, ЕСЛИ ЭТИ ЧЕРТЕЖИ СТРОЯТСЯ ПО СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОГНИТИВНО-ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ПРАВИЛАМ.Указанные правила позволяют задействовать мощные резервы симультанного восприятия (то есть использовать имеющиеся в нашем мозгу нейронные механизмы, выработанные и отшлифованные за миллионы лет эволюции).
В ЧЕМ НЕДОСТАТОК РАБОТЫ ПРОГРАММИСТОВ?Программисты работают за компьютером. Но экран монитора слишком мал. Он не позволяет построить целостный образ сложной абстрактной проблемы. Чтобы обойти этот недостаток, программисты используют целую батарею приемов. Среди этих приемов важную роль играет отказ от работы с целостным изображением сложной проблемы и переход к работе с фрагментами проблемы.
Такой подход снижает качество и производительность труда программистов. Почему?
Потому что расчленение целостного зрительного образа визуальной программы на несколько фрагментов есть искусственно вызванное усложнение задачи, приводящее к перегрузке мозга.
Впрочем, недостаток можно устранить, если «классическую» работу с компьютером дополнить специальным приемом.
КАК УСТРАНИТЬ НЕДОСТАТОК В РАБОТЫ ПРОГРАММИСТОВ? Шаг 1. Используя специальные когнитивно-эргономические методы, спроектировать целостное изображение сложной абстрактной проблемы на листе бумаги большого формата (например, формата А1).
Шаг 2. Используя подходящий графический редактор, построить целостное изображение сложной абстрактной проблемы.
Шаг 3. Вывести построенное целостное изображение сложной абстрактной проблемы с помощью принтера на лист бумаги большого формата (например, формата А1).
Шаг 4. Использовать построенное целостное изображение сложной абстрактной проблемы на листе формата А1 в качестве вспомогательного средства для углубленного анализа сложной абстрактной проблемы.
Шаг 5. Поскольку построенное изображение сложной абстрактной проблемы является ЦЕЛОСТНЫМ (а не кусочно-рваным), программист впервые получает возможность:
— осуществить более тщательный анализ принятых технических решений;
— произвести углубленный поиск и более тщательное выявление ошибок.
Примечание. Поскольку построенное изображение сложной абстрактной проблемы является когнитивно-эргономическим (то есть пригодным для симультанного восприятия), программист воспринимает сложную абстрактную проблему ОЧЕНЬ БЫСТРО (в пределах возможного).
РЕЗЮМЕ1. Большой лист бумаги позволяет перейти от кусочно-рваного взгляда на проблему к работе с УДОБНЫМ ЦЕЛОСТНЫМ ОБРАЗОМ.
2. Язык Дракон позволяет наилучшим образом использовать это преимущество (при решении сложных процедурных задач).
НЕУЖЕЛИ СУЩЕСТВУЮТ ПРОГРАММИСТЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЮТ БОЛЬШИЕ ЛИСТЫ БУМАГИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА?Да, такие программисты есть. В рамках данного форума это те люди, которые используют Дракон в практической работе, а именно, ТМХ и Иван КИЕ.
ТМХ писал:
viewtopic.php?p=14450#p14450«Мы используем ДРАКОН около трех лет… Пишем на С.
Рисуем в Edge Diagrammer на высоту листа. Печатаем, склеиваем, складываем гармошкой.
Иван КИЕ писал:
viewtopic.php?p=14562#p14562«…Я не программист, я технолог. Работаю в банке. При описании бизнес процессов мы пользуемся технологическими схемами, нарисованными в нотации языка Дракон.
Схемы мы рисуем просто в Визио. Самая большая схема имеет размер три склеенных между собой листа формата А3».
Я мог бы привести и другие примеры. Но, полагаю, этого достаточно.
Уважаемый ain!
Заключение по Вашей последней схеме дам сегодня