DRAKON.SU

Текущее время: Понедельник, 15 Октябрь, 2018 22:46

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 08:45 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 3781
Откуда: Москва
Дополнительное пояснение для Алексея Донского

Цитата:
Двумерное структурное программирование

Императивная (процедурная) часть языка ДРАКОН опирается на новую парадигму программирования — двумерное (графическое) структурное программирование[65][66].

Р-технология программирования

Первый шаг по направлению к двумерному структурному программированию был сделан в СССР в рамках Р-технологии производства программ, или «технологии двумерного программирования»[67], созданной в Институте кибернетики имени В. М. Глушкова в 1970 годах[68].

Графическая система Р-технологии программирования закреплена в стандартах ГОСТ 19.005-85[69], ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631—94[70].

Автор Р-технологии программирования доктор физико-математических наук профессор Игорь Вельбицкий предложил пересмотреть понятие «структура программы». По его мнению, «структура — понятие многомерное. Поэтому отображение этого понятия с помощью линейных текстов (последовательности операторов) сводит практически на нет преимущества структурного подхода.

Огромные ассоциативные возможности зрительного аппарата и аппарата мышления человека используются практически вхолостую — для распознавания структурных образов в виде единообразной последовательности символов»[71].

Правила двумерного структурного программирования существенно отличаются от классического одномерного (текстового) структурного программирования[65].

Идеи классического структурного программирования разрабатывались, когда компьютерная графика фактически ещё не существовала и основным инструментом алгоритмиста и программиста был одномерный (линейный или ступенчатый) текст. До появления компьютерной графики методология классического структурного программирования была наилучшим решением.

Замена ключевых слов на управляющую графику

С появлением компьютерной графики ситуация изменилась. Используя выразительные средства графики, появилась возможность видоизменить, развить и дополнить три базовые (текстовые) управляющие конструкции (последовательность, ветвление, цикл), а также полностью отказаться от ключевых слов if, then, else, case, switch, break, while, do, repeat, until, for, foreach, continue, loop, exit, when, last и т. д. и заменить их на управляющую графику, то есть использовать двумерное структурное программирование[65][66].

По мнению разработчиков языка ДРАКОН, чтобы добиться улучшения, надо перейти от одномерного (классического) структурного программирования к двумерному (графическому) структурному программированию.

Многие ограничения и запреты, неизбежные при текстовом структурном программировании, во многих случаях противоречат здравому смыслу, затрудняют понимание алгоритмов и программ, искажают нормальный ход человеческой мысли. Недопустимо запрещать правильный процесс мышления. Его надо разрешить. Шампур-метод и язык ДРАКОН устраняют этот недостаток[K 8].

При использовании шампур-метода набор управляющих ключевых слов (идентификаторов) текстового структурного программирования становится ненужным. При визуальном структурном подходе программист работает только с чертежом программы (дракон-схемой), не обращаясь к её текстовому представлению. Точно так же программист, работающий, например, на Дельфи, не обращается к ассемблеру и машинному коду — они для него просто не существуют.

Во многих случаях (список которых ещё предстоит уточнить) желательно отказаться от текстовых управляющих структур, заменив их управляющей графикой[K 9].

Фактически, ДРАКОН — это не просто новый язык (новое семейство языков), а новый взгляд на императивное (процедурное) программирование и новое мировоззрение[K 10].

Наибольшую трудность в течение длительного времени представляли математика и эргономика блок-схем. Нужно было создать математически строгий метод формализации блок-схем, позволяющий превратить блок-схемы в программу, пригодную для ввода в компьютер и трансляции в объектный модуль программы.

При создании языка ДРАКОН эта задача была решена с помощью визуального логического исчисления (исчисления икон)[2][74], которое лежит в основе графического синтаксиса языка ДРАКОН[75]; метода Ашкрофта-Манны[76], который является математическим обоснованием дракон-схемы «силуэт»; двумерного структурного программирования[77].

Одновременно была решена задача эргономизации блок-схем, то есть задача приспособления блок-схем для наиболее удобного человеческого восприятия и понимания[78][K 11].

Графический и текстовый синтаксис языка ДРАКОН

ДРАКОН — графический (визуальный) язык, в котором используются два типа элементов:
— графические фигуры (иконы);
— текстовые надписи, расположенные внутри или снаружи икон (текстоэлементы)[8][80].

Поэтому язык ДРАКОН имеет не один, а два синтаксиса: графический и текстовый.

Графический (визуальный) синтаксис охватывает алфавит икон, правила их размещения в поле чертежа и правила связи икон с помощью соединительных линий.

Текстовый синтаксис задает алфавит символов, правила их комбинирования и привязку к иконам (привязка необходима потому, что внутри разных икон используются разные типы выражений)[81][27


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 08:56 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 29 Март, 2008 19:27
Сообщения: 953
Откуда: Россия, Чебоксары
Владимир Паронджанов писал(а):
Двумерное структурное программирование...
Много слов и совершенно мимо кассы.
Вы опять уходите в сторону от самого основного: когнитивной эргономики!

Крупными буквами повторю момент, который важен именно с этой точки зрения:

Аналог goto (как вредного в смысле когнитивной эргономики объекта) в визуальных языках - это:
а) разрыв маршрутной линии;
б) соединение нескольких линий в общую шину.

Главный когнитивный признак, особенность такой операции - необходимость отрывать взгляд от маршрутной линии и искать адрес в другом месте схемы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 09:08 

Зарегистрирован: Пятница, 20 Июль, 2007 17:26
Сообщения: 105
Откуда: Псков
Alexey_Donskoy писал(а):
Крупными буквами повторю момент, который важен именно с этой точки зрения:

Аналог goto (как вредного в смысле когнитивной эргономики объекта) в визуальных языках - это:
а) разрыв маршрутной линии;
б) соединение нескольких линий в общую шину.

Главный когнитивный признак, особенность такой операции - необходимость отрывать взгляд от маршрутной линии и искать адрес в другом месте схемы.


Тогда любой Переключатель попадает под это. Значит и он - вредный? :-)
По мне так любая линия - это как бы "goto".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 09:29 

Зарегистрирован: Четверг, 30 Январь, 2014 13:38
Сообщения: 423
Alexey_Donskoy писал(а):
andr писал(а):
Хороший вопрос: что означает термин "концепция Паронджанова"?
Меня это мало интересует в контексте данной темы, ибо подмена тезиса.
Смотрим ещё раз исходный вопрос:

Владимир Паронджанов писал(а):
В сообщении viewtopic.php?p=98333#p98333 Alexey_Donskoy писал(а):
Главная заслуга Паронджанова в том, что он громко сказал и настойчиво повторяет: "Правила эргономики надо соблюдать!"

Главная беда Паронджанова (и отрасли - постольку, поскольку он оказывает на неё влияние) в том, что автор серьёзно закрыл этот язык для научных исследований и для поисков нового (см. темы этого форума за добрый десяток лет), и единственным "серьёзным" аргументом выдаёт то, что по Дракону уже напечатано много книг...

Желательно, чтобы участники форума высказали свое мнение о достоинствах и недостатках (или, как говорит Алексей Донской, а заслугах и бедах).

Согласны ли вы с суждением Алексея Николаевича Донского?
Или у Вас другое мнение?


Цитата:
Меня это мало интересует в контексте данной темы, ибо подмена тезиса
Это зря.
В исходном Вашем тезисе есть два аспекта:
1)
" ... автор серьёзно закрыл этот язык для научных исследований и для поисков нового
(см. темы этого форума за добрый десяток лет)".
2)
"... единственным "серьёзным" аргументом выдаёт то, что по Дракону уже напечатано много книг...".

Они представляют интерес для обсуждения (особенно по п.1).
Но автор Дракона увидел здесь более общую проблему:
в общем контексте систематической критики Алексея Донского Дракон-разработок по очень многим другим аспектам.
И сформулировал эту проблему очень точно и капитально:
Концепция Паронджанова: достоинства и недостатки.

Давайте обсуждать два Ваших аспекта в составе этой общей темы:
одно другому не только не мешает, но очень кстати.

-------------------------------
И все-таки на первый план выходит вопрос:
какую концепцию мы здесь обсуждаем - без этого будет бесконечная путаница разных точек зрения.
В нее прекрасно впишутся два Ваших аспекта - но в новом качестве.

В следующем посте автора Дракона
http://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?p=98400#p98400
по-видимому, представлена какая-то концепция Паронджанова.
Ее можно взять за первичную ориентировочную основу (для первого близира).

И первый вопрос:
это концепция чего?
Сразу не скажешь.
А надо бы, чтобы выгребаться из стихийных мотаний в обширном поле Дракон-концептов. :shock: :roll:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 10:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 29 Март, 2008 19:27
Сообщения: 953
Откуда: Россия, Чебоксары
albobin писал(а):
Тогда любой Переключатель попадает под это.
Попадает. Но это неизбежный элемент, без него не обойтись.

Цитата:
По мне так любая линия - это как бы "goto".
Линия легко отслеживается без потери фокуса внимания (если их не рисовать рядом в большом количестве, конечно).


andr писал(а):
Давайте обсуждать два Ваших аспекта в составе этой общей темы: одно другому не только не мешает, но очень кстати.
Не стоит, потому что это совершенно разные вещи.

1. То, о чём говорите вы, это теоретическая, в т.ч. даже концептуальная часть - с одной стороны, и мелкие технические детали синтаксиса - с другой.
Всё это непременно нужно обсуждать (только не сваливая разноуровневые понятия в одну кучу).

2. А то, о чём говорю я - это "оргвопросы", авторский подход к пиару и маркетингу - всё то, что по факту существенно мешает как раз исполнению п.1.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 10:45 

Зарегистрирован: Среда, 07 Январь, 2015 14:53
Сообщения: 774
http://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?p=98401#p98401
Alexey_Donskoy писал(а):
Главный когнитивный признак, особенность такой операции - необходимость отрывать взгляд от маршрутной линии и искать адрес в другом месте схемы.
Не проблема.

Используйте ИС Дракон последних выпусков

В ИС Дракон:
1. маршрут от иконы Адрес до иконы Ветка имеет штриховую линию, не отрывайте свой взгляд,
2. маршруты от иконы Ветка до икон Адрес имеют штриховые линии, не отрывайте свой взгляд,
3. при навигации по схеме, т.е. при прохождении курсором, производится переход курсора от икон Адрес и Ветка на связанные иконы. При этом происходит позиционирование листа для обеспечения видимости связанной иконы. При этом - не отрывайте свой взгляд.
4. при навигации по схеме, от икон Вставка и ПараллельныйПроцесс можно перейти на связанную схему. При этом происходит выбор Дракон-лист из Дракон-проекта и позиционирование на иконе Заголовок в схеме. При этом - не отрывайте свой взгляд.
5. Для п.п. 3 и 4 имеется возможность выполнить обратный переход. При этом - не отрывайте свой взгляд.
6. Вы можете перенести свой взгляд для обзора схемы или моргнут. Вы не потеряете фокус наблюдения, т.к. при навигации он отмечен курсором на иконе или другом элементе схемы.

Вывод: проблемы нет и не надо ее создавать, все решено.


Последний раз редактировалось LKom Суббота, 01 Октябрь, 2016 11:29, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 11:14 

Зарегистрирован: Пятница, 20 Июль, 2007 17:26
Сообщения: 105
Откуда: Псков
Alexey_Donskoy писал(а):
albobin писал(а):
Тогда любой Переключатель попадает под это.
Попадает. Но это неизбежный элемент, без него не обойтись.

Цитата:
По мне так любая линия - это как бы "goto".
Линия легко отслеживается без потери фокуса внимания (если их не рисовать рядом в большом количестве, конечно).


Неизбежность относительная, можно цепочкой развилок реализовать.
И в чем принципиальная разница между Переключателем и Силуэтом? Да ни в чём. Так что "это неизбежный элемент, без него не обойтись" :)
Кстати, Силуэт в принципе неструктурен настолько, насколько "неструктурен" ("замакаронен") скажем граф переходов конечного автомата. Реализуем при помощи 'переменной состояния'+while+case(switch) - и "неструктурность" скроется из глаз.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 11:26 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 29 Март, 2008 19:27
Сообщения: 953
Откуда: Россия, Чебоксары
LKom писал(а):
1. маршрут от иконы Адрес до иконы Ветка имеет штриховую линию, не отрывайте свой взгляд,
2. маршруты от иконы Ветка до икон Адрес имеет штриховые линии, не отрывайте свой взгляд
Это как?
Подозреваю, что тогда теряется смысл силуэта как общей шины.

albobin писал(а):
в чем принципиальная разница между Переключателем и Силуэтом?
Меня спутала нестандартная терминология Дракона.
Стандартный переключатель имеет два положения - то есть это развилка. А в Драконе - многопозиционный.
Да, эта конструкция не необходима. Но удобна (только не в таком жутком визуальном изображении, как в Драконе).

Цитата:
Силуэт в принципе неструктурен настолько, насколько
В контексте когнитивной эргономики структурность не настолько большое значение имеет.
Важнее, что тут необходима очень дорогая (в смысле затрат внимания) операция произвольного (адресного) позиционирования фокуса на схеме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 11:37 

Зарегистрирован: Среда, 07 Январь, 2015 14:53
Сообщения: 774
Alexey_Donskoy писал(а):
LKom писал(а):
1. маршрут от иконы Адрес до иконы Ветка имеет штриховую линию, не отрывайте свой взгляд,
2. маршруты от иконы Ветка до икон Адрес имеет штриховые линии, не отрывайте свой взгляд
1. Это как?
2. Подозреваю, что тогда теряется смысл силуэта как общей шины.

1. Используйте ИС Дракон последних выпусков.

2. Силуэт смысла, как общей шины, не теряет. Вам же надо иметь шапку схемы.
Со штриховой линией нет необходимости просматривать все иконы Ветка и читать их текст. Пройдите по штриховой линии. Линия размещается на заднем плане схемы.


Последний раз редактировалось LKom Суббота, 01 Октябрь, 2016 12:30, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 11:40 

Зарегистрирован: Пятница, 20 Июль, 2007 17:26
Сообщения: 105
Откуда: Псков
Alexey_Donskoy писал(а):
albobin писал(а):
в чем принципиальная разница между Переключателем и Силуэтом?
Меня спутала нестандартная терминология Дракона.
Стандартный переключатель имеет два положения - то есть это развилка. А в Драконе - многопозиционный.
Да, эта конструкция не необходима. Но удобна (только не в таком жутком визуальном изображении, как в Драконе).

Цитата:
Силуэт в принципе неструктурен настолько, насколько
В контексте когнитивной эргономики структурность не настолько большое значение имеет.
Важнее, что тут необходима очень дорогая (в смысле затрат внимания) операция произвольного (адресного) позиционирования фокуса на схеме.


Я придираюсь вот к чему.
Вы, говоря о силуэте, упоминаете об операции произвольного (адресного) позиционирования фокуса на схеме, что очень дорого (в смысле затрат внимания) и, что это - плохо, но в то же время, конструкцию Переключатель, подразумевающею произвольное (адресное) позиционирование фокуса, характеризуете как удобную.
Что-то не сходится. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2016 12:54 

Зарегистрирован: Вторник, 27 Май, 2008 13:24
Сообщения: 153
Alexey_Donskoy писал(а):
Главный когнитивный признак, особенность такой операции (goto) - необходимость отрывать взгляд от маршрутной линии и искать адрес в другом месте схемы.
- Так. Но. В "силуэте" предполагается что взгляд не отрывается от маршрутной линии, а следует по внешнему контуру силуэта справа_налево- вверх- слева_направо, пока не наткнётся на заголовок адреса. Этим goto исключена. Но надо помнить текст заголовка, и этим goto не исключена. То есть "силуэт" исключает только часть "проблемы goto", решает задачу наполовину. Отсюда споры.

В Р-схемах задача goto решена проблема "отрыва взгляда" и "помнить текст заголовка", но запутаны правила чтения схемы.

"Согласны ли вы с суждением Алексея Николаевича Донского?" - Да. Рано.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 07 Ноябрь, 2016 14:07 

Зарегистрирован: Пятница, 30 Сентябрь, 2016 09:51
Сообщения: 42
Для проверки достоинств и недостатков концепции В.Д. Паронджанова, предлагаю отправить ДРАКОН на опыты:
    1. Можно ли записать такой алгоритм на ДРАКОН-е?
Вложение:
V_lesu_rpdilas_elochka_Bekman.jpg
V_lesu_rpdilas_elochka_Bekman.jpg [ 75.83 КБ | Просмотров: 5611 ]

    2. Удобна ли (эргономична ли) будет такая запись для чтения?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 07 Ноябрь, 2016 17:23 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 3781
Откуда: Москва
Записать можно, только это никому не нужно.

Нотный стан — наилучшее решение.
Все иные попытки будут отвергнуты практикой, как заведомые чудачества из-за явного неудобства (из-за неэргономичности для чтения).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 07 Ноябрь, 2016 21:15 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 29 Март, 2008 19:27
Сообщения: 953
Откуда: Россия, Чебоксары
Владимир Паронджанов писал(а):
Нотный стан — наилучшее решение.
Не наилучшее, а наиболее привычное.

Цитата:
Все иные попытки будут отвергнуты практикой
Практикой уже давно стали инструменты отображения и редактирования в музыкальных редакторах.

Нотный стан сам по себе неплох как система координат, а вот ноты... Трудно придумать что-либо менее эргономичное.

Поэтому в музыкальных редакторах используется более удобное представление - временная диаграмма.

Да, экспорт в форму классической нотной записи пока сохраняется, но не факт, что им будут пользоваться в ближайшем будущем.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 08 Ноябрь, 2016 07:50 

Зарегистрирован: Суббота, 16 Февраль, 2008 07:58
Сообщения: 230
Откуда: Россия, Стерлитамак
Для гитары вон очень распространены табулатуры вместо нот. Так что вполне себе есть аналоги


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Четверг, 17 Ноябрь, 2016 14:40 

Зарегистрирован: Пятница, 30 Сентябрь, 2016 09:51
Сообщения: 42
Подскажите пожалуйста, где можно прочитать о концепции когнитивной эргономики в понимании В.Д. Паронджанова?

Владимир Паронджанов в viewtopic.php?p=98502#p98502 писал(а):
... зачем это нужно?

Нужно, например, чтобы рассказать форумчанину Henson о концепции когнитивной эргономики.
Зачем это Henson? Судя по его сообщению:
Управление в реальной практике сводится, как правило, двум схожим задачам: процессное управление и управление проектами. Попытка применить ДОТУ в отношении любой из них будет тем успешнее, чем лучше получится освоить особенности соответствующего вида деятельности. Минимальны объём теоретической подготовки любой желающий может получить прочитав работу ВП СССР «основы социологии», однако книга эта не лишена изъянов, самый главный из которых — отсутствие описания современного инструментария управленца. Это ни в коей мере не принижает значимость книги, скорее это даёт нам стимул восполнить недостающее.

Т.е. Henson ищет (или будет создавать) такой инструмент. Так пусть же инструмент будет удобным (эргономичным), а автору не придётся переоткрывать уже известные и работоспособные принципы концепции когнитивной эргономики!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Четверг, 17 Ноябрь, 2016 16:46 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 3781
Откуда: Москва
медик_пытатель писал(а):
где можно прочитать о концепции когнитивной эргономики в понимании В.Д. Паронджанова?


Подробнее всего изложено в книге Почему мудрец похож на обезьяну
Искать не "когнитивная эргономика", а "эргономика интеллекта"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Четверг, 17 Ноябрь, 2016 22:03 

Зарегистрирован: Пятница, 15 Апрель, 2016 11:38
Сообщения: 118
Откуда: из СССР
http://habrahabr.ru/post/166329/ Очень интересная статья про диплом на похожую тему. Есть даже ссылки на работы, рекомендую.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2008-2018, участники конференции «DRAKON.SU», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB