alexus писал(а):
...Строго говоря, слишком много допущений... Например, надо ли считать непознанное бесконечным?.. Ведь если оно конечно, то...
метафора "круга познанного" плохо согласуется с действительностью. Представим, что есть некий предмет познания, и разные науки его познающие. Каждая наука отталкивается от своего базиса (набора аксиом, понятий, допущений), то есть смотрит на предмет исследования со своего ракурса. Тогда получается, что предмет исследования находится в центре,...
И вообще, если принять позицию позитивизма: "мир познаваем"... то сделанное Вами утверждение теряет силу.
Непознанное - есть неопределённое. Поэтому, пожалуй, с математическими мерками можно подходить к нему только на уровне "принудительного раскрытия неопределённостей" (типа правил Лопиталя...
или оснований автоклассификации... когда математически пытаются решить задачу разбиения объёма произвольной "предметки", произвольного образа действительности). Видимо, утверждение о конечности непознанного будет слишком сильным.
О метафоре. Она применима, пока мы полагаем процесс познания целостным. Начинаем делить - тут, действительно, не геометрию бы надо применить, а топологию...
и то кто знает, к чему придём. Вообще здесь Вы сами, по-моему, проиллюстрировали свой тезис о том, что одним делением познания не получится... а получится убедительное основание для солипсизма...
Позитивизм - это когда "если уравнение работает - значит, оно верно?"...
alexus писал(а):
Это утверждение вполне сводимо к известной притче о том... что надо дать голодному... рыбу или удочку? Очень просто кинуть ему рыбу (передать часть своих знаний, своего "улова")... Но надо ли так делать всегда?..
Вообще мы вроде о формализации профессиональных знаний... а там часто надо
ошибки, совершённые "заново, зато самостоятельно", дорого обойтись могут. Всегда вообще снабжать знаниями, конечно, не надо - но в этом я с Вами, кажется, уже соглашался... В частности, в процессах обучения, изучения.
alexus писал(а):
Отчуждение знаний, само по себе, антисистемно. Все дело в том, что отчуждение происходит порциями, частями, отдельными "рыбинами", и не факт, что сумма формализованных частей будет представлять собой целое. Целое же воспринимается интуитивно и индивидуально, разумеется. Конечно, проще бросить рыбу - научить отдельным правилам, чем развить смекалку (способность рыбачить самостоятельно).
У отдельно взятой личности - это возможно. Когда... как это там у Ибрагимбекова в "Белом солнце пустыни" Гюльчатай говорит: "- Одна стирает, одна обед готовит, одна любит..."
- то интуитивно и индивидуально и определяется, как формализованные части складывать в целое. Почему и говорят об автоформализации - её средства и методы и есть та самая "удочка", чтобы объяснить собеседнику, "чего же ты хочешь"
(некоторые, думаю, поймут, в связи с чем был смайлик
). Если человек может объяснить - у него и формализованное будет по-своему целостным, как и представляемое в сознании - только не таким полным. И конечно, это будет достигаться дискретно, нелинейно... и будет отставать от понимания "в уме"... главное (в профессиональных знаниях) - чтобы не слишком отставало и ненадолго теряло целостность. Т.е. весь вопрос в динамике процесса. А вот здесь задачи как раз для когнитивной эргономики - усилия экономить и "удочку" хорошую давать...
alexus писал(а):
Во многих случаях, реакции систем вполне адекватно описываются графами. Но саму систему представить графом... вряд ли можно.
Кажется, из этого понял, в чём суть различий. Для меня система - это уже абстракция действительности в пределах "фокус-области" познания (в частности, различными матемформализмами). А у Вас получается, что система - это и есть
действительность?