Продолжаю изложение темы "Культурология языка Дракон"1001 писал(а):
Цитата:
Владимир Паронджанов: Вступление
в эру всеобщей компьютеризации потребовало привлечения
сотен тысяч и миллионов людей, интеллектуальные возможности
которых существенно ниже, чем у элитных групп населения.
Но разве в жизни так?
Где и когда задача формализации знаний стояла так остро?
Приведите хотябы один пример, где имеется большая
распределенная масса неформализованных знаний?
Уважаемый 1001!
Благодарю за критику, но согласиться с Вами не могу.
Одним из примеров, где имеется большая масса
неформалиованных знаний, является ситуация ,
анализируемая в рамках направления под названием
"Управление корпоративными знаниями".
Чтобы не тратить лишних слов, я приведу обширную
цитату из статьи известного специалиста по искусственному
интеллекту Э.В. Попова.
Начало цитаты.Попов Э.В. Корпоративные системы управления знаниями
// Новости искусственного интеллекта 2001, №1. С. 14—25.ЭпиграфОгромное и все возрастающее богатство знаний разбросано
сегодня по всему миру. Этих знаний, вероятно, было бы
достаточно для решения всего громадного количества
трудностей наших дней — но они рассеяны и неорганизованны.
Нам необходима очистка мышления в своеобразной мастерской,
где можно получать, сортировать, суммировать, усваивать,
разъяснять и сравнивать знания и идеи.
Герберт Уэллс 19401. Назначение и актуальность управления знаниямиВажнейшим ресурсом современного предприятия, способным
значительно повлиять на повышение его конкурентоспособности
и инвестиционной привлекательности, являются корпоративные
знания.
Сегодня с этим никто не спорит, вопрос только в том, как
воспользоваться этими корпоративными знаниями, так как
БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ СКРЫТО В ГОЛОВАХ СОТРУДНИКОВ.
Люи План, экс-президент HP, считает: «Если бы только
корпорация HP осознавала то, что она знает, она была
бы в три раза более продуктивной».
Управление знаниями становится наиболее горячей темой,
обсуждаемой специалистами всех уровней управления.
Способность эффективно использовать и развивать знания,
воплощать их в новые изделия и услуги превращается в
важнейший фактор выживания в условиях информационного
общества. Знания – это богатство фирмы, которое добывается,
обрабатывается и распространяется.
В современном обществе, благодаря широкому использованию
информационных и коммуникационных технологий,
объединивших весь мир в единую сеть, знания не являются
больше традиционным преимуществом передовых держав.
Цель управления знаниями (УЗ) – объединить знания, накопленные предприятием, со знаниями заказчика и использовать их для
решения задач предприятия. Знание о потребителе складывается
только в ходе тесных контактов с ним. Главное, чтобы эти
знания сделали потребителя «прозрачным». При этом новая
продукция (услуги) должна обладать явными преимуществами
при сравнении с продукцией конкурента.
Быстрый доступ к необходимым знаниям играет первостепенную
роль, поскольку позволяет значительно повысить качество
ежедневных деловых процессов. Целенаправленное использование
и усовершенствование знаний высвобождает огромные потенциалы
экономии и роста, которые не могут быть реализованы с помощью
традиционных концепций реорганизации и модернизации.
По мнению корпорации Xerox, давно изучающей эти вопросы,
сегодня на стоимость большинства изделий и услуг, в
первую очередь, влияют «нематериальные ценности,
основанные на знаниях».
К «нематериальным ценностям» эксперты относят информацию
о технологиях, проектировании изделий, маркетинге и
запросах потребителя, бизнес-процессах, а также
личные и инновационные способности сотрудников.
Эксперты считают, что 42% ЗНАНИЙ КОМПАНИИ НАХОДИТСЯ
ТОЛЬКО В ГОЛОВАХ СОТРУДНИКОВ; ОТ НИХ ЗАВИСИТ, СТАНУТ
ЭТИ ЗНАНИЯ ДОСТУПНЫМИ ДРУГИМ ИЛИ НЕТ.
Решить эти проблемы позволяют системы управления знаниями.
По последним данным, мировые расходы на системы управления
знаниями (СУЗ), составившие в 1999 г. 2 млрд. дол.,
к 2004 г. достигнут 15 млрд. Сюда относятся как сфера
услуг (консультации, внедрение, поддержка и подготовка
кадров), так и информационные технологии, причем львиная
доля принадлежит консультациям.
В исследовании фактического состояния внедрения систем
управления знаниями, проведенном американской
консультационной фирмой International Data Corporation
(IDC), указывается, что большинство респондентов
считает эту деятельность жизненно необходимой,
обеспечивающей соответствие требованиям заказчика
и инновационную способность компании.
Около половины фирм с количеством сотрудников более 500 чел.
подтвердило намерение ввести у себя такую систему. Еще
большее число желающих среди крупных компаний. У большинства
опрошенных доля фактора «знание» в стоимости изделий и услуг
превышает 50%. По оценке предприятий, более эффективное
использование знаний могло бы повысить их производительность
в среднем на одну треть.
Фирмы отмечают, что управление знаниями помогает при решении
проблем, связанных со следующими ситуациями:
• в случае увольнения опытных специалистов или их нежелания
поделиться с другими своими знаниями («внутреннее увольнение»);
• при болезни, отпусках, командировках сотрудников;
• при чрезмерной загруженности отдельных сотрудников;
• при наукоемком производстве;
• при продаже частей (подразделений) фирмы;
• при децентрализованной структуре фирмы;
• для повышения КПД рабочего времени;
• для регулирования процесса передачи
фирмы другому владельцу.
По данным опроса, проведенного Xerox в 1999 г. среди
300 руководителей высшего ранга, 88% компаний считают,
что на деловые процессы более всего влияет способность
управлять знаниями. Но при этом только 20% отмечают,
что реализованные ими системы управления знаниями
действительно привели к успеху.
Складывалась ситуация, когда, с одной стороны,
признавался дефицит в использовании интеллектуальных
ресурсов фирмы, а с другой, имелся недостаток эффективных
методов и средств управления знаниями.
По мнению специалистов, во многих фирмах знание
документируется и распределяется произвольно, без
строгой системы. По данным Xerox, 46% специальных
знаний компаний, не использующих систем управления
знаниями, заключены в документации разного рода.
Из них 26% находятся на бумажных носителях, а
остальные – на компьютерных. Отдельные сведения
хранятся у сотрудников в папках или на жестких дисках
и могут быть получены только ими. Эксперты Delphi
Consulting Group отмечают, что лишь 12% организационных
знаний компании имеются в банках данных.
Как показывает зарубежный опыт, решение задачи управления
знаниями возможно лишь в тесном контакте между специалистами
самых различных сфер деятельности предприятия и специалистами
по информационным технологиям. А главное, при заинтересованности
высших и средних менеджеров предприятия в получении оперативного
доступа к любым информационным ресурсам предприятия в удобной
форме и анализу полученной информации в реальном масштабе
времени.
По данным Gartner Group около 90% предприятий в Северной
Америке и Европе осознают значимость управления знаниями
(УЗ) и приступили в 1999–2000 гг. к реализации систем УЗ.
В работе [1] показано, что управление знаниями важно не
только само по себе, но и существенно влияет на разработку
модели нового предприятия, осуществляемую в процессе
реинжиниринга.
В связи с тем, что термин «управление знаниями» является
новым, пока не существует единого взгляда ни на определение
этого понятия, ни на область его действия. Пользователи
путают управление знаниями хранилищами данных (data
warehouse), с интеллектуальным бизнесом (business
intelligence) и с другими процессами, интенсивно
использующими знания.
Производители программных продуктов, как всегда, вносят
дополнительный сумбур, желая выдать то, что у них есть,
за средства управления знаниями.
2. Что такое знанияДля любой организации, желающей преуспеть в сегодняшней
глобальной информационной экономике, необходима
интеллектуальная, исчерпывающая и простая в использовании
система для управления знаниями, а также система доступа
к знаниям и система приобретения новых знаний.
Фирма International Data Corporation оценивает затраты
на консалтинг в области управления знаниями в 2002 г.
в размере 3,4 миллиардов долларов (только в США).
По мере того как появляется все больше и больше организаций,
инвестирующих в службы по управлению знаниями, возникает
необходимость разобраться в том, что понимается под
терминами «знания» и «управление знаниями».
Энциклопедический словарь Webster дает следующее определение:
knowledge (знания)
1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например,
знание плотницкого ремесла).
2) А: состояние осведомленности о чем-то или обладание
информацией, Б: диапазон информированности или
осведомленности.
3) акт понимания: ясное восприятие истины.
4) нечто понятое и держащееся в уме.
С точки зрения целей общества, где доминируют
информационные технологии, знания – это просто
интеллект, используемый в работе.
Знания, приобретаемые фактическим опытом, продуктивны
только тогда, когда они используются при выполнении
работы или интегрируются в процесс выполнения работы.
Точное и емкое определение знания было дано задолго до
информационной и электронной революций и даже задолго
до индустриальной революции.
Сэр Фрэнсис Бэкон (1561–1626) дал знаменитое определение:
«знания – сила». Сегодня мы окружены громадными объемами
информации, поэтому такое определение кажется очень
современным.
Информации так много, что мы оказываемся неспособными
использовать ее. Знания – это сегодняшняя валюта.
Организации, способные работать с уже имеющимися у них
и получаемыми в процессе работы знаниями, будут «на коне»
в XXI веке.
Знания приобретают разные формы, и поэтому ими становится
сложнее управлять. Часто знания являются чем-то большим,
чем просто информацией и данными о событиях, продуктах
или процедурах.
Если данные – это не долго живущие новости, временные
записи и т.п., не предназначенные для длительного
использования, то информация представляет собой
полуструктурированные (или агрегированные) данные,
служащие, например, опорой для периодического принятия
каких-либо решений.
В свою очередь знания, являющиеся результатом переработки
информации, имеют весьма длительный цикл жизни, несут
определенную идею и снабжены контекстом, определяющим
область ее эффективного применения в данном месте в
данное время. Говоря другими словами, информация – это
то, что может иметь отношение к решаемой задаче, а
знания – это то, что необходимо для решения данной задачи.
Необходимо отметить различие между неявными и явными знаниями.
Неявные знания трудно выразить: они часто заключены в интуиции
и в не поддающихся анализу опыте, навыках и привычках.
Неявными знаниями может обладать отдельный человек или
группа людей.
Явные знания легко выражаются четкими данными, сообщениями,
словами и числам. Явные знания в большей степени
систематизированы, закодированы и, следовательно,
более легко извлекаются из сообщений электронной почты
(e-mail), локальных и глобальных баз данных, HTML-файлов
и других источников информации.
Неявные и явные знания являются существенными компонентами
при разработке стратегии управления знаниями.
Корпоративные знания делятся на внешние и внутренние.
К первой группе относятся, к примеру, знания клиента
(наиболее важное знание для большинства организаций),
независимая аналитическая информация (маркетинговые
отчеты и рейтинги, цены на международных фондовых
биржах, динамика изменения американских фондовых
индексов – Dow Jones, NASDAQ) и др.
Ко второй группе часто причисляют:
• знания о ключевых для данной отрасли
процессах – накопление лучшего опыта
(ноухау) при выполнении основных
задач;
• знания об изделиях (и услугах);
• лучшие решения, наиболее соответствующие текущим
потребностям пользователей;
• знания сотрудников – выявление, накопление и использование интеллектуального капитала (наиболее ценный актив организации);
• «память» организации (прошлый опыт);
• знания о построении отношений – глубокие персональные знания,
которые обеспечивают успешное сотрудничество;
• интеллектуальные активы (базы знаний) – опыт ведения проектов
(образцы наилучшей практики).
В продвинутых организациях все это великолепие хранится
в корпоративной сети (интранет), к соответствующим сегментам
которой имеют доступ как руководители компании, так и
сотрудники различных ее подразделений.
Классическими примерами развитых сетей такого рода,
содержащих внешние и внутренние знания, являются
корпоративные сети между народных консалтинговых
компаний большой пятерки, транснациональных концернов
(Shell, Motorola, General Motors),
гигантов ИТ-индустрии (IBM, Compaq, Dell, Oracle, SAP). Систематизированные знания из обширных хранилищ
передового опыта доступны сотрудникам этих фирм из
любой точки мира, и их менеджеры и специалисты имеют
возможность в нужный момент «подсмотреть» успешный
опыт своих коллег из разных отраслей и подразделений,
а при необходимости связаться с признанными
экспертами из конкретной предметной области.
3. Что такое «управление знаниями?»Приведем несколько определений управления знаниями (УЗ).
Определение Gartner Group: «Управление знаниями – это
дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход
к созданию, сбору, организации и использованию
информационных ресурсов предприятия и доступу к ним.
Эти ресурсы включают структурированные базы данных,
текстовую информацию, такую как документы,
описывающие правила и процедуры, и, что наиболее
важно, неявные знания и экспертизу, находящиеся в
головах сотрудников» (The Knowledge Management
Scenario: Trends and Directions for 1998–2003,
Gartner Group, 1999).
Определение IDC: «Управление знаниями – это формальный процесс,
который состоит в оценке организационных процедур, людей и
технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи
между этими компонентами с целью предоставления нужной
информации нужным людям в нужное время, что приводит к
повышению продуктивности» (The Knowledge Management
Process: a Practical Approach, IDC, 2000).
Определение PC Week/RE [2]: Управление знаниями – это
технология, включающая в себя комплекс формализованных
методов, охватывающих:
• поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов
(носителей знаний);
• структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения
их удобного хранения и поиска);
• анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);
• обновление (актуализацию) знаний;
• распространение знаний;
• генерацию новых знаний.
Общая задача управления знаниями рассматривается как:
• цель управления
• тактическая (решение конкретной задачи управления
предприятием) и
• стратегическая (повышение интеллектуального потенциала
предприятия и непрерывный рост устойчивости) и методология
управления
• извлечение знаний (из документов, баз данных, электронных
архивов, файлов, из голов умников, Internet и т.д.)
• распространение знаний (доставка требуемых документов и
«закачка» в головы специалистов специализированных знаний).
Любые организации, способные быстро и легко
распространять свою информацию через существующую
у них инфраструктуру, могут начать управлять
запасами своих знаний. Актуальная информация
может включать любые типы явных запасов знаний:
бумажные документы, электронные документы, базы
данных, сообщения электронной почты, текстовые
файлы, изображения и видеофрагменты, полученные
из любых источников информации.
Необходимо, чтобы информационная инфраструктура организации
позволяла эффективно и многократно использовать запасы знаний.
Gartner Group считает, что управление знаниями (УЗ) есть
бизнес-процесс для управления интеллектуальными активами
предприятия. УЗ-процесс определяется следующими параметрами [2]
1) УЗ должен быть связан со стратегией предприятия;
2) УЗ требует организационной культуры и дисциплины, которая
продвигает и поддерживает совместное использование знаний,
сотрудничество работников и подразделений и стимулирует
инновации;
3) УЗ должен способствовать ясности бизнес-процессов и
производственных отношений;
4) УЗ должен выходить за рамки предприятия
и его процессов и учитывать покупателей,
поставщиков и конкурентов.
Предприятие не способно управлять своим интеллектуальным
капиталом с активом в отсутствии системы управления знаниями. Интеллектуальные активы предприятия увеличивают его
конкурентоспособность и рыночную стоимость (см. рис. 2).
Предприятие должно не только охранять свои патенты, авторские
права и ноу-хау, но и выявлять и охранять знания своих ведущих специалистов, знания о производстве товаров (услуг), о
покупателях, конкурентах и т.п.
В рамках УЗ особое внимание предлагается уделить выявлению
неявных (не выраженных словами) знаний (tacit knowledge)
сотрудников (т.е. знаний, которые приобретены в ходе опыта
работы и явно не выражены).
В процессе управления знаниями обычно выделяют следующие
виды функций:
1) Создание – функция, результатом которой являются новые
знания или новые конфигурации существующих знаний;
2) Выявление – функция, которая делает неявные знания
явными, т.е. преобразует индивидуальные знания в знания
предприятия (его сотрудников);
3) Организация знаний – функция по классификации и
категоризации знаний для навигации, запоминания, поиска
и сопровождения знаний;
4) Доступ — функция по передаче и распространению знаний между сотрудниками;
5) Использование – функция по применению знаний для принятия
решений и расширению возможностей.
Есть три основных компонента управления знаниями:
A) Люди получают, генерируют и передают знания;
Б) Процессы используются для распространения знаний;
B) Технологии обеспечивают быструю и эффективную работу
людей и процессов.
3.1. ЛюдиЛюди решают проблемы, используя мозговой штурм, нововведения,
творческие силы и знания, полученные из опыта. Совместная
работа людей умножает знания, накапливаемые предприятием,
и улучшает условия достижения потенциального успеха («две
головы лучше, чем одна»).
Предприятию также необходимы умело спроектированные и
эффективные бизнес-процессы для создания атмосферы
коллективного творчества. Даже самые лучшие решения
не будут работать, если они не распространяются для
внесения исправлений и выполнения.
Работа идет в так или иначе сложившихся группах
(коллективах людей), пытающихся решать общую проблему
или новую задачу. Наконец, для поддержки человека в
его работе над нововведениями и стремлении к прогрессу
необходима технологическая инфраструктура, обеспечивающая
условия для успешной коллективной работы, создания
корпоративных знаний и быстрой практической выработки
новых идей и решений.
Распространение и использование неявных знаний представляет
собой свободный обмен знаниями коллегами по работе. Он
происходит ежедневно во время перерывов за чашкой чая или
в лифте и часто считается само собой разумеющимся. Это
критический компонент любой архитектуры управления
знаниями. Менеджеры информационных систем должны убедить
сотрудников распространять их эксклюзивную информацию,
являющуюся дополнением к индивидуальной исключительности
отдельного человека и безопасности его работы.
Менеджеры информационных систем должны стремиться помогать
сотрудникам лучше работать вместе со все возрастающими
объемами информации. Прежде, чем кто-то начнет работу над
проектом (знать что), ему было бы неплохо узнать, у кого еще
в организации есть ценная информация, способная содействовать
успеху этого проекта (знать кто), и каким именно образом эта
информация может принести пользу в работе над новым проектом
(знать как).
После того как идея создается человеком и осуществляется
на практике, она проходит период оценки и усовершенствования.
Эта идея или решение затем сохраняется для использования в
будущем этим человеком или другими людьми. Совместные усилия
всех людей, работающих над проектом, и создаваемые ими
нововведения приводят к появлению новых идей,
решений и продуктов.
В результате циклического процесса создания и использования
знаний возникает богатая знаниями организация, многократно
использующая знания и опыт своих людей (служащих).
Сегодня мы имеет дело с экономикой, обогащенной знаниями.
Как было сказано выше, знания – это сегодняшняя валюта.
Поиск, аннотирование, усовершенствование и многократное
использование знаний помогут предприятию сделать его
бизнес-процессы более эффективными, получить
конкурентоспособные преимущества и повысить
производительность.
Задача фирмы состоит в том, чтобы определить необходимые
инвестиции предприятия и сотрудников, а также получаемую
в результате этого прибыль.
Ожидается, что предприятия, обеспечивающие инвестиции
сотрудников с целью управления знаниями (УЗ) и их
«вознаграждение», будут функционировать на 25% лучше,
чем те предприятия, которые это не сделают.
По данным Gartner Group, в 2004 г. около 50% всех
затрат на управление знаниями (УЗ) будет потрачено
на мотивацию сотрудников на отторжение (передачу)
ими своих знаний.
3.2. ПроцессыДля современных организаций жизненно важно внедрить
процессы и технологии, способствующие распространению
и совместному использованию знаний.
В анализе фирмы Meta Group сказано: «Все бизнес-процессы
могут стать более эффективными после применения методов
управления знаниями.
Организации, переопределяющие свои основные бизнес-процессы
для использования преимуществ управления знаниями, станут
лидерами на рынке XXI века».
Поскольку идея управления знаниями пока недостаточно ясно
сформулирована, менеджеры по информационным технологиям
часто не знают, с чего начать. Прежде всего, организация
должна стремиться ускорять поток информации от одних людей
к другим, и от отдельных людей ко всей организации.
Взаимное распространение и использование персональных
знаний (знаний, принадлежащих одному человеку) и общих
для организации знаний (знаний, собранных организацией)
способствует появлению нововведений и производству новых
продуктов.
Здесь возникает огромная проблема: как
изменить корпоративную культуру организации
типа «знания – сила» на «распространение и
совместное использование знаний»?
Со школьной скамьи люди учились защищать свои знания.
Например, распространение и совместное использование
знаний во время экзаменов немедленно заканчивалось наказанием.
Люди быстро убеждались, что чем больше знаний они сохраняют
для самих себя, тем более «ценными» они становятся. Поэтому
легко понять, почему в нашем корпоративном мире люди стремятся
запасать знания. Чем больше их у нас, тем
нам «лучше».
Успех управления знаниями зависит от инвестиций сотрудников и
предприятия в реализацию УЗ.
С точки зрения сотрудника, стоимость инвестируемых им знаний
определяется теми потерями, которые он несет (см. рис. 4):
1) вкладывая знания, сотрудник жертвует частью своей
«значимости», так как персональные знания сотрудника
(полученные в процессе образования, опыта работы и
самообразования) являются средством для успешной конкуренции
в продвижении по службе, в признании руководством, в получении
значимой работы и т.п.;
2) знания сотрудника определяют его стоимость
на рынке труда. Преобразование личностных
(неявных) знаний в явную форму уменьшает его
конкурентоспособность на рынке труда…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Конец цитаты.Примечание. Этой статьи в сети нет. Но есть очень похожая,
во многом совпадающая.
http://www.rfbr.ru/pics/20742ref/uprznan.pdfВ чем недостаток цитированной статьи? В том, что в ней неявно предполагается, что задача извлечения
знаний из «головы» сотрудников корпораций — это дело
сравнительно легкое. На самом деле это не так. Это отнюдь
не легкая, а очень трудная, тяжелейшая проблема.
На мой взгляд, успех дела во многом зависит от наличия удобных
когнитивно-эргономических инструментов, позволяющих
осуществлять БЫСТРУЮ автоформализацию знаний. И в этой связи
язык Дракон может оказаться очень полезным
(для автоформализации процедурных знаний).