Уважаемый Алексей Николаевич!
Хочу от всего сердца поблагодарить Вас за Ваше сообщение
Четверг, 24 Апрель, 2008 10:47 . Благодаря Вам я получил
бесценную возможность изложить важную для меня тему более
рельефно. Потому что Вы направили на нее яркий луч прожектора
(«Грустно, господа!»). И тем самым привлекли к ней внимание
участников форума.
Сначала поясню, какие именно моменты в Вашем сообщении вызвали
у меня чувство протеста.
Отмечу два НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ утверждения.
Первое утверждение, с которым я РЕШИТЕЛЬНО не согласен.Алексей Донской писал:
Выводы:
…размер чертежа не имеет принципиального значения…
Важное замечание: чертёж на бумаге не имеет ни одного
преимуществаВторое утверждение, с которым я РЕШИТЕЛЬНО не согласен.Алексей Донской писал:
…есть эргономическое требование, вытекающее из объёма
оперативной памяти человека - для симультанного восприятия
размер листа не должен превышать 7 чанков (то есть 7 логических
единиц, которые можно одновременно удержать в памяти). Если
меньше, то декомпозиция неоправданно глубока. Если больше,
то восприятие неизбежно становится сукцессивным... Вроде как
психофизиологами такой факт давно установленУважаемый Алексей Николаевич!
Не знаю, хотели ли Вы этого, но из сопоставления двух
цитированных утверждений следует, что защищаемая мной
позиция [а я придаю большое значение правильному выбору
размера диосцены (зрительной сцены)] АНТИНАУЧНА, так как
противоречит научно установленным фактам.
Отсюда вытекает также неявное обвинение в том, что я не
владею материалом, поскольку я, по Вашему мнению, не знаком
с фактами, которые давно установили авторитетные ученые.
Попробую оправдаться и представить на Ваш суд материалы,
ознакомившись с которыми, Вы, возможно, согласитесь с тем,
что это не так.
В Вашем сообщении имеется неявная ссылка на хорошо известную
статью американского профессора Джорджа Миллера.
В разделах 1, 2, 3 я привожу информацию об этом, а также о
более поздних иследованиях психологов.
Раздел 1. 1956 год. Профессор Джордж Миллер: Магическое число 7Профессор психологии Принстонского университета Джордж Миллер (George Armitage Miller)
родился 3 февраля 1920 года.
http://en.wikipedia.org/wiki/George_Armitage_Miller См. фотографию
http://www.cogsci.princeton.edu/~geo/В 1956 году Джордж Миллер опубликовал статью,
которая принесла ему мировую известность и вписала
его имя в историю психологии.
Статья называется: The magical Number Seven, Plus Or Minus Two:
Some Limits on Our Capacity for Information Processing.
Впервые статья была опубликована в: The Psychology Review,
vol. 63, N 2, March 1956 pp. 81-97.
Имеется русский перевод:
Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два.
О некоторых пределах нашей способности перерабатывать
информацию. — В сборнике: Инженерная психология. М.:
Прогресс, 1964. С. 192—225.
В Рунете статья отсутствует. Но ее можно посмотреть
на английском. Stephen Malinowski опубликовал ее
в сети с разрешения автора.
http://www.musanim.com/miller1956/Статья Миллера посвящена количественной оценке объема
кратковременной памяти. Он обобщил результаты психологических
экспериментов, проведенных в период с 1932 по 1955 год.
И пришел к выводу, что объем кратковременной памяти равен 7±2.
Статья Миллера была опубликована в 52 года назад. Она
опиралась на двухкомпонентную модель человеческой памяти
(кратковременная и долговременная память).
Раздел 2. 1968 год. Модель памяти Аткинсона-ШиффринаВ 1968 году Аткинсон и Шифрин предложили новую (трехкомпонентную)
модель памяти, добавив в модель сенсорный регистр и значительно
ее усложнив. Модель Аткинсона и Шифрина долгое время считалась классической.
См. R.C. Atkinson, R.M. Shiffrin. Human Memory:
A proposed System and its Control Processes. – In: K.W. Spence,
J.T. Spence (editors)/ the Psycology of Learning and Motivation:
Advances in Research and Theory. Vol. 2. New York, Academic Press.
P. 80—195.
Русский перевод: Человеческая память: система памяти и процессы управления. —
в Кн.: Р.Аткинсон. Человеческая память и процесс
обучения. М.: Прогресс, 1980. С. 53—203.
Раздел 3. 2004 год. Современный взгляд на модель памяти. Современное состояние вопроса освещено в книге: Robert L. Solso.
Cognitive Psychology. – Allin and Bacon, Inc. Boston, London…, 6-th edition.
Русский перевод: Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.:
Питер, 2006. — 589 с. — (Серия «Мастера психологии»). Эту книгу
желающие могут скачать в сети.
Раздел 4. Выводы Анализ современных психологических исследований позволяет сделать следующие выводы.
1. При оценке кратковременной памяти психологи предъявляют
человеку материал для зрительного восприятия с помощью тахистоскопа
на ограниченное время (миллисекунды или секунды), после чего
зрительный материал мгновенно удаляется.
2. При реальной производственной работе (программиста или инженера)
с монитором компьютера или бумажным чертежом никто не гасит экран
и не убирает чертеж вопреки воле работника. Инженер или программист
могут смотреть на экран и чертеж неограниченно долго (а именно,
столько, сколько посчитают нужным).
3. Условия проведения психологических экспериментов коренным
образом отличаются от реальных условий, в которых работает
зрительный анализатор инженера и программиста.
4. Психологические эксперименты заслуживают всяческого одобрения.
При этом надо иметь в виду, что указанные эксперименты в
большинстве случаев носят академический характер. Их главная
цель — продвинуть вперед психологическую науку, добыть новые
научные факты, обеспечить приращение психологического знания.
5. Использование результатов академических психологических
работ для решения прикладных задач программистами и инженерами —
это отдельная большая проблема, которую необходимо тщательно и
всесторонне исследовать. Это вопрос о связи фундаментальной и
прикладной науки.
6. Прямое (бездумное) перенесение результатов психологических экспериментов
с использованием тахистоскопа в качестве рекомендаций
или стандартов для ограничения числа элементов (или чанков)
на экране или чертеже является грубой ошибкой.
Раздел 5. О чем говорит личный опыт Паронджанова, полученный при разработке
сложных логических устройствДавным-давно, на заре туманной юности я разрабатывал сложной
логическое устройство военного назначения. Я был начальником
лаборатории разработчиков численностью 20—25 человек.
Опущу начальные этапы разработки, когда определялись назначение,
идеология и структура устройства. Расскажу только о разработке принципиальных
электрических схем.
Требования по надежности: устройство должно было работать при
любом одном отказе. Поэтому оно состояло из трех идентичных
каналов резервирования. Сигналы на выходе устройства вырабатывались
по схеме голосования «2 из 3».
Один канал резервирования насчитывал 30 многослойных двусторонних
печатных плат. На каждой плате установлены 120 интегральных схем
транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ). Больших интегральных схем
(БИС) в ту пору еще не было.
Таким образом, суммарное количество интегральных схем в одном
канале резервирования равно 30 плат х 120 элементов = 3600
элементов (интегральных схем). Суммарное количество интегральных
схем во всем устройстве (в трех каналах резервирования) равно
3600 х 3 =10800.Поскольку каналы резервирования были идентичны, электрические
схемы надо было выпустить только для одного канала. То есть для
схемы из 3600 интегральных схем.
Зададим себе вопрос. Сколько элементов (интегральных схем)
следовало разместить на одном листе электрической схемы? Если
слушаться Алексея Донского и Сергея Прохоренко, то на одном
листе электрической схемы надо разместить примерно 7 интегральных
схем. Сколько листов СхЭ при этом получится? Ответ очевиден:
3600 : 7 = 514 листовВозможно ли это? Нет, невозможно!
Работая с кипой из 514 листов, крайне трудно или даже невозможно анализировать схемы,
осуществлять поиск ошибок цеха и ошибок
разработчика, отделять их друг от друга. И принимать меры по
устранению ошибок разработчика, то есть проводить исправления
в электрических схемах.
Если бы я попытался идти по этому пути, мои подчиненные подняли
бы меня на смех и отказались повиноваться. Если бы я упорствовал
и стоял на своем, ссылаясь на ограниченную емкость человеческой
памяти (которая не имеет ни малейшего отношения к характеру работы
моей лаборатории), дело кончилось бы тем, что меня просто отстранили
бы от должности, как некомпетентного работника, который не справился
с поставленной задачей.
К счастью, у меня и в мыслях не было разрезать нашу огромную
электрическую схему на кусочки по «7 чанков».
Посоветовавшись с ребятами, я принял решение: электрическая схема
каждой платы (120 интегральных схем плюс соединительные линии)
должна целиком размещаться на одном листе бумаги. Для этого
пришлось выбрать формат А0 (который по площади эквивалентен
16 листам формата А4).
В результате электрическая схема одного канала нашего устройства разместилась
на 30 листах формата А0 (а не на 514 листах
формата А4, как учат Донской и Прохоренко).
Здесь, однако, возникла трудность, которую я заранее предвидел.
Мне было ясно, что на регулировочном участке в цеху, а также
комплексном стенде физически нет места, чтобы разложить
(на столах, на полу или на веревках) 30 листов бумаги формата А0.
Поэтому я сделал следующее. Сфотографировал все 30 листов,
уменьшил их в масштабе до малого размера (получился формат
средний между А2 и А3) и наклеил на картон.
Были изготовлены 3 комплекта такой документации:
— для регулировочного участка в цеху.
— для отработки на комплексном стенде,
— для работы в лаборатории.
Все! Проблема была решена. Сотрудники лаборатории, регулировщики
цеха и работники комплексного стенда получили наиболее удобные
условия для работы. Нареканий не было. Прибор был успешно отработан, прошел все
необходимые испытания и сдан на вооружение.
Вывод. Практика реальной работы по разработке, отработке,
проведению полного объема испытаний и сдачи на вооружение сложного
логического устройства позволяют утверждать следующее. Абстрактные рассуждения
о необходимости соблюдать правило «7±2», не опирающиеся
на точное понимание границ применимости этого утверждения, не
приносят никакой пользы, зато могут принести значительный вред.Раздел 6. James Kalbach О мифе "семь плюс минус два"В качестве дополнительной иллюстрации я приведу (без комментариев)
статью
James Kalbach The Myth Of "Seven, Plus Or Minus 2
http://www.ddj.com/184412300опубликованную в Dr. Dobbs Portal: The world of software
development
Имеется русский перевод Александр Качанов О мифе "семь плюс
минус два".
Ниже я привожу отрывки из этого перевода
Раздел 7. James Kalbach О мифе "семь плюс минус два"
Отрывки из русского перевода.Быстрое развитие Web взвалило неимоверную нагрузку на плечи тех,
кто занимается разработкой веб-сайтов. Естественно, что создатели
веб-сайтов готовы ухватиться за любую мысль, похожую на стандарт,
чтобы как-то ускорить свою работу. Но многие так называемые стандарты
уже устарели и мало подходят для современности. Так как мы сейчас
вступаем в этап, который можно назвать Web второго поколения, пришло
время пересмотреть существующие методы.
Одним из таких методов, на который стоит обратить пристальное
внимание, является волшебное правило "семь плюс минус два (7±2)".
Этот принцип очень часто применяется для того, чтобы определить
количество пунктов в меню навигации на веб-сайте. Правило это
вошло в практику, чтобы ускорить процесс дизайна, ну и чтобы
объективно объяснить принятое решение заказчику.
Откуда же пришло это правило?
В 1956 году психолог Георг Миллер (George Miller) опубликовал
результаты своего исследования. С тех пор правило 7±2 стало
сверхпопулярным среди дизайнеров интерфейсов. Более внимательное
изучение работ Миллера показывает, что он не делал в ней никаких
выводов, которые можно применить к дизайну веб-навигации.
Во-первых, Миллер занимался изучением пределов человеческой кратковременной памяти.
Он пришел к выводу, что существует
предельное количество предметов, которые мы способны удержать
в нашей кратковременной памяти: 7±2. Он не занимался изучением
вопроса, сколько предметов человек может воспринимать, предположив,
что их может быть несколько тысяч. Навигация на веб-сайте в общем
случае никак не связана с кратковременной памятью. За редким
исключением посетителям никогда не приходится запоминать все
пункты в меню. По сути, меню навигации присутствует на каждой
странице сайта и всегда доступно для посетителя. Кратковременная
память здесь не играет совершенно никакой роли.
Во-вторых, удивительно, что это исследование, сделанное так
давно, до сих пор используется. Не смотря на то, что Миллер
выполнил свою работу очень хорошо, ее результаты слишком устарели,
чтобы их можно было применять к веб-дизайну. Исследования,
выполненные уже совсем недавно, показывают, что вывод Миллера
был неточным и слишком упрощенным. Кроме того, за 50 лет,
прошедших с момента проведения опытов Миллера, наши общие
способности и навыки в обработке информации наверняка увеличились,
в особенности с приходом Интернета.
Хоть магическое правило Миллера 7±2 и напоминает нам об умеренности,
его нельзя применять при проектировании навигации и использовать
его как универсальное решение. И уж тем более, это правило не должно
восприниматься как абсолютный закон. С другой стороны, заваливать
посетителей сотней меню тоже безответственно. Проблема с путаницей
и информационной перегруженностью разумеется существует, и наверняка
есть определенное число пунктов меню, которые можно показать
посетителю на странице, при этом не вызывав у него паники. Но
число это никоим образом не вытекает из правила Миллера.
Совершенно ясно, что оптимальное количество пунктов в меню нельзя
свести к одному обобщенному правилу, применимому во всех ситуациях.
Наоборот при проектировании информационной архитектуры сайта
следует помнить о других двух самых важных правилах: баланс широты
и глубины информации, и способ ее представления……………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………...........................
.....................................
Возьмем к примеру веб-сайт
http://www.health.com. Мне нравится этот
сайт - приятный дизайн с всегда свежими материалами. Однако главное
меню сайта аккуратно ужато до семи пунктов (если не считать "home").
В результате у сайта получается глубокая структура. Найти нужный
материал становится проблематично: я иногда отчаянно блуждаю по
сайту, чтобы найти статьи по такой теме как
Полный текст перевода см.
http://newsroot.net/articles/14039.htm