https://cont.ws/@id798750002/2631945Сегодня, 14.09.2023
Новая версия крушения «Луны-25»: программисты проглядели элементарную ошибкуЦитата:
Дальше пошло разбирательство в причинах нештатного времени работы двигателя, не «пожелавшего» вовремя выключиться. Одной из основных ряд специалистов считал некорректную работу инерциального блока «БИУС-Л» (Блока измерения угловых скоростей) разработки специалистов НПЦ автоматики и приборостроения им. Пилюгина. Именно блок «БИУС-Л» должен был, согласно программе, выдавать информацию со своих акселерометров о торможении Бортовой цифровой вычислительной машине (БЦВМ), которая управляла работой двигателя. По данным РИА-Новости, «БИУС-Л» делали в сжатые сроки вместо импортной, на 100 процентов из российских комплектующих, к тому же система не была обкатана в космосе, что и могло послужить причиной аварии.
...
– Всем, кто связан с написанием софта, понятно, что при подаче команды надо обязательно проверить, прошла она или нет, – комментирует ситуацию один из сотрудников отрасли. – Это правило как «Отче наш» для программистов, потому что помешать прохождению может что угодно: ошибка цифрового сигнала, случайная помеха проскочила… Продублировать команду можно было тут же, и все, скорей всего, сработало бы как надо.
В общем, по имеющейся на сегодняшний день информации, картина выглядит так: «БИУС-Л», не получив команды, не включился в правильный режим, не передавал правильную информацию в БЦВМ, а она не передала сигнал двигателю на своевременное отключение. Окончательный результат работы госкомиссии ожидается в конце сентября.
В НПЦ автоматики и приборостроения им. Пилюгина, вероятно, так и не использовали ДРАКОН.
Также, вероятно, не предусмотрели в блоке «БИУС-Л» ожидание подтверждения получения команды.