LKom, спасибо
http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/h ... sAllowed=yЦитата:
Математика. Информатика. Компетентностный подход к обучению в вузе
и школе: Материалы всероссийской научно-практической конференции. –
Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. 130 с.
Печатается по решению научного совета Курганского государственного
университета.
Ответственный за выпуск А.Т. Зверева, канд. пед. наук, доцент, декан
факультета МиИТ КГУ.
Цитата:
ДРУЖЕЛЮБНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Соколова Н.Н., г. Курган
Эффективным средством для улучшения понимаемости алгоритмов
студентами является визуализация программирования. Обыкновенно для этой
цели в преподавании информатики использовались блок-схемы. Однако в
последнее время блок-схемы подвергаются критике.
Противники блок-схем утверждают, что они непригодны для структурного программирования, не поддаются формализации, поэтому их «нельзя использовать как программу для непосредственного ввода в машину».
Блок-схемы занимают много страниц,
причем «в клеточки блок-схем можно вписывать весьма ограниченные
сведения». Блок-схемы «затрудняют обучение и снижают производительность
при понимании». Кроме того, они удобны не для всех – работу с блок-схемами предпочитают только «индивидуумы с правым ведущим полушарием,
ориентированные на визуальную информацию, интуитивные, распознающие
образы», однако их избегают «индивидуумы с левым ведущим полушарием,
ориентированные на словесную информацию, склонные к дедуктивным
рассуждениям».
Если до 1980 г. блок-схемы были наиболее широко применяемым
средством, то сегодня они больше не считаются необходимыми и их
популярность падает. Хотя имеются отдельные попытки приспособить блок-
схемы к современным нуждам (язык SDL и др.), однако в целом блок-схемы
явно оказались на обочине бурно развивающегося процесса визуализации
программирования, а их громадные потенциальные возможности фактически не используются.
Язык ДРАКОН позволяет устранить или существенно ослабить
отмеченные недостатки блок-схем. Отметим, что ДРАКОН означает
Дружелюбные Русский Алгоритмический Язык, Который Обеспечивает
Наглядность.
Для обозначения блок-схем, построенных по правилам языка ДРАКОН,
используется термин «дракон-схемы». Они пригодны для формализованной
записи, автоматического получения кода и исполнения его на компьютере.
Однако при обучении студентов программированию более важным является
второе, когнитивное отличие. Хотя блок-схемы порою действительно
улучшают понимаемость программ, однако это происходит не всегда, причем
степень улучшения невелика.
Кроме того, есть немало случаев, когда неудачно
выполненные блок-схемы запутывают дело и затрудняют понимание. В
отличие от них дракон-схемы удовлетворяют критерию сверхвысокой
понимаемости.
Благодаря использованию специальных формальных и неформальных
когнитивных приемов дракон-схемы дают возможность изобразить решение
любой сложной технологической проблемы в предельно ясной, наглядной и
доходчивой форме, которая позволяет значительно сократить
интеллектуальные усилия, необходимые для зрительного восприятия,
понимания, верификации и безошибочного решения проблем.
Язык ДРАКОН разработан совместными усилиями Российского
космического агентства и Российской академии наук как обобщение опыта
работ по созданию космического корабля «Буран». На базе ДРАКОНА
построена автоматизированная технология проектирования программных
систем (CASE-технология) под названием «ГРАФИТ-ФЛОКС». Она успешно
используется в ряде крупных космических проектов, таких как «Морской
старт», «Фрегат», «Протон-М».
ДРАКОН — очень лёгкий язык. Настолько, что разработку многих
компьютерных программ для космических ракет на практике ведут не
программисты, а обычные специалисты — по принципу «программирование
без программистов». ДРАКОН универсален. Он может применяться для
наглядного представления и быстрой разработки алгоритмов не только в
«космосе», но и в «земных» видах человеческой деятельности.
ДРАКОН — визуальный язык, в котором используются два типа
элементов: графические фигуры (графоэлементы) и текстовые надписи,
расположенные внутри или снаружи графических фигур (текстоэлементы).
Следовательно, синтаксис ДРАКОНА распадается на две части. Визуальный
синтаксис охватывает алфавит графоэлементов, правила их размещения в поле чертежа и правила связи графоэлементов с помощью соединительных линий.
Текстовый синтаксис задает алфавит символов, правила их комбинирования и
привязку к графоэлементам (привязка необходима потому, что внутри разных
графических фигур используются разные типы выражений). Оператором языка ДРАКОН является графоэлемент или комбинация графоэлементов, взятые вместе с текстовыми надписями.
Одновременное использование графики и
текста говорит о том, что ДРАКОН адресуется не только к словесно-
логическому мышлению, но сверх того активизирует интуитивное, образное,
правополушарное мышление, стимулируя его не написанной, а именно
нарисованной программой, т. е. программой-картинкой.
Рис.1 Алгоритм «Управление светофором»
Для примера приведём алгоритм реального времени «Управление
светофором» (Рис.1). Наличие операторов реального времени резко расширяет изобразительные возможности языка ДРАКОН и позволяет использовать его при проектировании и разработке не только информационных, но и управляющих систем. Это обстоятельство существенно увеличивает область применения языка.
Для изображения дракон-схем используется визуальный дракон-редактор,
но есть возможность и изобразить дракон-схему вручную. Если нужно создать
дракон-программу, ручное рисование исключается. Без дракон-редактора
ввести дракон-программу в компьютер невозможно. В состав редактора входит меню графоэлементов.
Чтобы нарисовать дракон-схему, студент сначала
вызывает меню на экран персонального компьютера, а затем с его помощью
рисует или, как говорят, конструирует дракон-схему (Рис.2-3).
Рис. 2. Меню графоэлементов дракон-редактора
Таким образом, противоречие между скромными интеллектуальными
возможностями отдельного человека и почти неограниченным объемом знаний,
который он должен приобрести в течение жизни, — одно из наиболее
драматических противоречий современного общества, основанного на знаниях.
Сегодня наука не располагает эффективными средствами для решения этой
проблемы. Выход из положения предлагается в тотальной эргономизации науки
и образования, цель которой — коренным образом улучшить визуальные
формы фиксации знаний, согласовав их с тонкими характеристиками глаза и
мозга. Важным направлением эргономизации науки и образования является
развитие идей когнитивной формализации знаний и когнитивных
информационных технологий.
Список использованных источников
1. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без
программистов – это очень просто! – М.: Дело, 2001. – 360 с.