DRAKON.SU

Текущее время: Воскресенье, 20 Июнь, 2021 03:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вторник, 08 Октябрь, 2013 09:39 

Зарегистрирован: Среда, 13 Май, 2009 21:05
Сообщения: 153
Откуда: Саратов
Владимир Даниэлович Паронджанов рекомендовал мне создать специальную тему для обсуждения пояснительной записки к методической разработке "Изучение уголовного права с использованием Дракон-схем.
Полностью согласен с ним - обсуждение будет полезно всем, кто какие-то наработки по Дракону продвигает.
Представленный здесь текст уже ушел в Москву в РПА Минюста. Но не исключено, что его можно будет представить еще где-то.

Цитата:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ (г. САРАТОВ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

БЫТКО СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Методическая разработка по теме:

«ИЗУЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА С ИСПОЛЬЗОВАНЕМ ДРАКОН-СХЕМ»

Саратов 2013

Изучение уголовного права с использованием ДРАКОН-схем

Уголовное право как отрасль права представляет собой сложную систему отдельных институтов, объединенных между собой множеством зачастую не очевидных связей.

Уяснение этих взаимосвязей учащимися свидетельствует о высокой степени освоения материала и готовности успешно применять полученные знания в практической деятельности в будущем.

Вместе с тем, такой уровень целостного восприятия предмета в процессе обучения достигается весьма редко.

В процессе преподавания уголовного права в течение ряда лет я, а также мои коллеги систематически сталкиваемся с ситуацией, когда студенты, приступающие к изучению Особенной части Уголовного кодекса РФ, плохо помнят базовые положения Общей части о составе преступления, соучастии и т. д., уголовно-правовом значении этих институтов.

В подобных случаях эффективность процесса обучения снижается из-за необходимости повторять уже пройденный материал. К тому же, такое вынужденное повторение является фрагментарным, поскольку касается отдельных вопросов, возникающих при решении конкретных задач квалификации преступлений.

При ограниченности числа аудиторных занятий, особенно у студентов — заочников, это приводит к недостаточно глубокой проработке новых тем и снижению уровня усвоения материала в целом, неэффективному использованию учебного времени.

Возникают серьезные сложности с глубоким рассмотрением проблем квалификации, связанных, зачастую, с теоретически неоднозначным решением вопросов Общей части Уголовного кодекса РФ.

Полагаю, что причины такой ситуации кроются не в качестве преподавания, а в недостатках традиционно сложившейся системы изучения уголовного права.

Основным из них является, на наш взгляд, сложившаяся последовательность прохождения дисциплины «Уголовное право» не соответствующая фактическому порядку применения норм уголовного законодательства.

В Уголовном Законе, как и в ряде других отраслей права, принято формальное деление на Общую и Особенную части, которые в свою очередь разбиваются на разделы, главы и т. п.

При этом решение отдельных вопросов привлечения к уголовной ответственности, относимых к Общей части Уголовного кодекса РФ, таких, например, как вопрос о времени действия Уголовного закона, о вменяемости, соучастии и т. п., в практической деятельности происходит параллельно с решением задачи квалификации преступления, т. е. к анализу и правовой оценке деяний в соответствии с нормами Особенной части.

Структура Уголовного закона практически буквально воспроизводится в системе учебной дисциплины «Уголовное право». В частности, традиционным является разбиение курса Уголовного права на несколько семестров, причем последовательность изучения тем и их наименование тождественны порядку расположения и названиям глав Уголовного кодекса РФ.

При прохождении ½ Общей части, завершающейся, как правило, изучением обстоятельств, исключающих преступность деяния, проводится зачет. По окончанию прохождения Общей и Особенной частей студенты сдают экзамены. Причем при различных формах промежуточной аттестации, учащиеся могут освобождаться от вопросов, касающихся понятия преступления, его состава и смежных институтов.

Таким образом, складывается ситуация, когда студенты, приступают к изучению составов конкретных преступлений спустя полгода после такого важнейшего вопроса, как состав преступления, а непосредственно «Квалификации преступлений» предшествуют никак не связанные с ней иные меры уголовно-правового характера.

Такой же временной разрыв возникает, когда студенты заканчивают изучать Особенную часть Уголовного кодекса РФ, а логически вытекающие из неё вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности и наказанием, были пройдены несколько месяцев назад и уже благополучно забыты.

Такое несоответствие порядка прохождения дисциплины «Уголовное право» фактической последовательности применения уголовно-правовых норм и значительный промежуток времени между прохождением взаимосвязанных тем негативно отражаются на эффективности усвоения материала.

Другой важной проблемой является отсутствие в преподавательском инструментарии стандартизированных средств визуального представления сложной структурированной информации.

Как правило, при необходимости визуального комментария используются типовые презентации, выводящие, в лучшем случае, табличные формы, простые схемы.

При создании альбомов по Уголовному праву авторы ограничиваются составлением схем по отдельным темам, не отображая связи отдельных правовых институтов между собой.

При этом эффективность таких схем и таблиц зачастую невелика, поскольку они, зачастую, не учитывают особенностей восприятия и обработки информации мозгом человека. Элементы изображений и порядок чтения схем не стандартизированы, что усложняет их восприятие обучающимся.

С учетом указанных недостатков, мною был произведен поиск способов и средств наглядного представления Уголовного права как комплекса взаимодействующих правовых институтов с отражением всей совокупности сложных внутренних взаимосвязей между ними.

В результате анализа в качестве оптимального инструмента для визуализации был выбран язык ДРАКОН .

Язык ДРАКОН был разработан в Федеральном космическом агентстве (Научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина, г. Москва) и Российской академии наук (Институт прикладной математики имени академика М.В. Келдыша, г. Москва). Автором данного языка является В.Д. Паронджанов, опубликовавший несколько книг, посвященных ДРАКОНу.
Цитата:
«... Язык ДРАКОН представляет собой общедоступный интеллектуальный инструмент нового типа, специально сконструированный для облегчения и улучшения работы ума интеллектуальных работников и учащихся.

Он особенно полезен при решении трудных и сверхтрудных задач систематизации и автоформализации профессиональных знаний, описания структуры человеческой деятельности, программирования и многих других задач.

Отличие ДРАКОНА в том, что это не текстовый, а визуальный (графический) язык. Образно говоря, он прокладывает кратчайший путь к цели, взрывая логико-математические, алгоритмические и технологические скалы и препятствия динамитом наглядных картинок.

Благодаря этим и другим приемам многие (хотя, разумеется, далеко не все) сложные проблемы превращаются в простые, непонятное становится понятным.

В итоге достигается искомый выигрыш. Производительность растет. Качество улучшается. Трудная работа облегчается и оказывается более приятной. Умственные перегрузки резко уменьшаются, опускаясь намного ниже опасной черты...»

Из описания языка ДРАКОН [URL http:// viewtopic.php?f=62&t=1276]

См.: Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. М., 1998; М. 2000, М. 2007, для младшего и среднего школьного возраста;
Он же. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов - это очень просто!. М., 1998; М., 2001;
Он же. Почему мудрец похож на обезьяну. М., 2007;
Он же. Дружелюбные алгоритмы понятные каждому. Как улучшить работу ума без лишних хлопот. М., 2010;
Он же. Учись писать, читать и понимать алгоритмы. Алгоритмы для правильного мышления. Основы алгоритмизации. – М., 2012.

Аббревиатура ДРАКОН означает Дружественный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность.

По своей сути язык ДРАКОН представляет собой стандартизированное визуальное средство построения схем сложных процессов с учетом особенностей восприятия информации человеческой психикой.

Схемы, созданные на этом языке, имеют раз и навсегда заданный порядок чтения, в них запрещены пересечения линий, оптимизировано размещение элементов, что позволяет резко повысить уровень наглядности представления информации, скорость и легкость её усвоения.

Все схема состоит из вертикально-ориентированных областей, в терминологии языка ДРАКОН, веток, отображающих законченную смысловую последовательность. Значки, расположенные на каждой ветке (в терминологии языка — Иконы) — являются стандартными, имеющими одинаковое значение в любой ДРАКОН-схеме.

Каждая ветка начинается расположенной сверху иконой «Имя ветки», далее основная логическая последовательность, характерная для описываемой структуры, размещается в отдельных иконах, расположенных сверху вниз и заканчивается иконой «Адрес», в которой содержится имя следующей ветки, на которую должен быть осуществлен переход.

Различные варианты поведения системы отображаются с помощью иконы «Вопрос».

Для ДРАКОНа принят следующий порядок чтения схемы: основной поток событий читается в каждой иконе сверху — вниз, а более редкие варианты — после иконы «Вопрос» - влево и вниз и также завершаются нижней иконой «Адрес», содержащей имя ветки, на которую нужно перейти.

Основные иконы выглядят следующим образом:

Наименование схемы
Размещается всегда вверху - слева

Имя ветви
Самая верхняя икона в конкретной ветви. Выполняет всего одну функцию — отражает в сжатом виде смысл выполняемых в данной ветви действий

Адрес
Располагается всегда внизу. Содержит имя ветви, на которую следует перейти для дальнейшего чтения схемы

Действие
В таких иконах отражаются простые, не требующие специального разъяснения действия

Вставка
Икона Вставка содержит наименование какой-нибудь законченной последовательности действий, а сама эта последовательность отображается на самостоятельной ДРАКОН-схеме

Вопрос
Содержит вопрос. В зависимости от ответа предполагает дальнейшее движение в направлении «Да» или «Нет».

Выбор
В верхнем значке (параллелограме) содержится описание ситуации, предполагающей несколько вариантов, в зависимости от выбора которых осуществляется перемещение по одному из нижележащих

Комментарий
Никаких действий не выполняется. Содержит только комментарии к конкретному участку схемы

Стандарты языка ДРАКОН предусматривают также множество других икон, не задействованных при подготовке ДРАКОН-схем по уголовному праву.

На рисунке 1 приведен пример типичной схемы на языке ДРАКОН. Основной смысловой поток (в терминологии ДРАКОНА – поток «лучше», то есть наиболее распространенное, типичное поведение системы) – читается всегда сверху вниз.

Менее распространенные варианты располагаются после икон «Вопрос» левее основного потока.

Следует обратить внимание, что порядок чтения «сверху – вниз» в совокупности с панорамным расположением схемы – вытянутой в горизонтальном положении и разбитой отдельными ветками на вертикальные секторы, образующие ритмические полосы, соответствует особенностям человеческого зрения и восприятия информации.

Улучшает понимание схемы и то, что для всех ДРАКОН-схем действуют единые правила построения и чтения, что значительно ускоряет процесс восприятия содержащейся в них информации, а, следовательно, и обучение.

В приложении содержатся примеры ДРАКОН-схем по уголовному праву, подготовленных мною с учетом рекомендаций, полученных непосредственно от автора языка ДРАКОН, В.Д. Паронджанова.

Основной схемой, применение которой, по моему мнению, обязательно на каждом занятии (лекции, семинаре), является «Обзорная схема по уголовному праву». На данной схеме отображены все уголовно-правовые институты с указанием конкретных статей и глав Уголовного кодекса РФ, а также взаимосвязи между ними .

Следует учитывать, что, в отличие от процессуальных дисциплин, последовательность, отраженная в «Обзорной схеме», не является жестко зафиксированной.

Так, в ряде случаев, вопросы действия Уголовного Закона во времени и пространстве могут решаться без учета конкретной квалификации преступлений (если очевидна их низкая общественная опасность), а первичная квалификация, данная например, при принятии решения о возбуждении уголовного дела, может впоследствии уточняться.

Вместе с тем, общее представление о механизме применения норм уголовного права эта схема дает.

Указанная схема отражает фактическую последовательность применения уголовно-правовых норм, и может быть учтена при подготовке новейших программ обучения по дисциплине «Уголовное право», учитывающих особенности конкретных специальностей и форм обучения (очной и заочной).

На занятиях, посвященных отдельным институтам уголовного права должны использоваться дополнительные ДРАКОН-схемы (обозначенные в Иконах «Вставка» на обзорной схеме). Примеры таких схем содержатся в приложении.

При этом совершенно не исключается использование традиционных мультимедийных средств: презентаций, фильмов и проч.

Обзорная схема наглядно демонстрирует целесообразность изменения порядка прохождения дисциплины «Уголовное право».

Оптимальной представляется следующая последовательность:

1. Вопросы Общей части, непосредственно связанные с понятием «Преступление» (в том числе, неоконченное преступление, соучастие, множественность преступлений, обстоятельства, исключающие преступность деяния).

2. Квалификация преступлений, изучение конкретных статей Особенной части;

3. Уголовная ответственность и наказание.


Рисунок 1. Пример типичной ДРАКОН-схемы.

Для студентов, обучающихся на различных специальностях, возможно, как это видно из «Обзорной схемы», значительное перераспределение часов по отдельным темам в соответствии со спецификой специальности.

Так, при подготовке студентов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», не связанную прямо с вопросам назначения наказания, основной упор должен делаться на изучении вопросов, раскрытых всего в двух ветвях «Обзорной схемы», имеющих названия:
— «Проверяем: является ли деяние преступлением» и
— «Проверяем: может ли применяться действующий Уголовного кодекса РФ».

Поэтому основная учебная нагрузка должна быть перераспределена в пользу именно этих тем.

Другим положительным эффектом применения ДРАКОН-схем в преподавании уголовного права является наглядная демонстрация связи норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Так, содержание первых двух ветвей «Обзорной схемы» в значительной степени отражает процесс расследования преступления, а ветвь «Исполнение наказания» - соответственно – процесс исполнения наказания, регламентированный Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Исходя из этого, может быть скорректирована временная последовательность изучения смежных дисциплин.

Уголовный процесс и криминология (в вопросах о причинах преступности в целом и причинах конкретных преступлений) изучаются в период изучения уголовно-правовых вопросов, отраженных в ветвях вплоть до ветви «Исполняем наказание», Уголовно-исполнительный кодекс – начиная с этой ветви.

ДРАКОН-схемы прекрасно подходят:

— для преподавания процессуальных дисциплин,

— для отражения структуры и механизма действия органов власти,

— отдельных нормативных актов,

— последовательности следственных действий

— и т.д.

Поэтому их применение может быть распространено на ряд других дисциплин.

Существование других схем, подобных «Обзорной схеме», компактно раскрывающих весь механизм уголовно-правового регулирования мне неизвестно.

Поэтому полагаю, что представленная на конкурс инновационных средств и методов обучения, объявленный Российской правовой академией Министерства юстиции РФ разработка «Изучение уголовного права с использованием ДРАКОН-схем» может быть признана инновационной.


Вложения:
ДЗВВ.png
ДЗВВ.png [ 12.86 КБ | Просмотров: 4067 ]
ДЗВП.png
ДЗВП.png [ 55.57 КБ | Просмотров: 4067 ]
Квалификация.png
Квалификация.png [ 219.55 КБ | Просмотров: 4067 ]
Обзорная схема2.png
Обзорная схема2.png [ 148.75 КБ | Просмотров: 4067 ]
Соучастие.png
Соучастие.png [ 196.75 КБ | Просмотров: 4067 ]
Уголовное право в ДРАКОН-схемах.doc.7z [151.12 КБ]
Скачиваний: 306
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 19 Октябрь, 2013 17:41 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 5175
Откуда: Москва
Бытко Сергей писал(а):
пояснительная записка к методической разработке "Изучение уголовного права с использованием Дракон-схем"...

Представленный здесь текст уже ушел в Москву в Российскую правовую академию Министерства юстиции РФ. Но не исключено, что его можно будет представить еще где-то.

Я выделил синим цветом чрезвычайно важные слова.

Полностью поддерживаю инициативу Сергея Юрьевича Бытко и представленную здесь пояснительную записку.

Методическая разработка "Изучение уголовного права с использованием Дракон-схем" доцента Сергея Бытко является новой и очень ценной идеей. Эту идею необходимо продвигать по самым разным каналам и не ограничиваться рамками только одного конкурса.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2008-2021, участники конференции «DRAKON.SU», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB