DRAKON.SU https://forum.drakon.su/ |
|
Язык ДРАКОН и предложения врача-гинеколога Михаила Ивануса https://forum.drakon.su/viewtopic.php?f=217&t=6004 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Вторник, 11 Апрель, 2017 14:02 ] |
Заголовок сообщения: | Язык ДРАКОН и предложения врача-гинеколога Михаила Ивануса |
Язык ДРАКОН и предложения врача-гинеколога Михаила Ивануса Я получил письмо от профессионального врача, гинеколога из Геленджика Михаила Ивануса: Цитата: Медицинский ДРАКОН
Иванус Михаил Михайлович <...@mail.ru> Кому: vdp2007@bk.ru сегодня, 11:45 Владимир Даниелович, здравствуйте! Я – врач-гинеколог из Геленджика. С большим удовольствием и пользой прочитал Вашу книгу «Почему врачи…». Решил поделиться некоторыми мыслями по поводу прочитанного. Насколько я понимаю, ДРАКОН-алгоритм при всей его несомненной важности – это, всё же, промежуточный этап, инструмент. А окончательная цель – это усвоение алгоритма врачом. Чтобы алгоритм был не на бумаге, а в голове, или даже точнее – в руках врача. Следовательно, одна из важнейших задач – это создание системы усвоения алгоритма. К счастью, такая система есть – Поэтапное формирование умственных действий П.Я.Гальперина. ДРАКОН-алгоритмы практически идеально подходят на роль Схем ориентировочной основы действия (СООД) – главного инструмента в технологии обучения Гальперина. Я попробовал написать алгоритм на мДРАКОНЕ и усвоить его по Гальперину. Получилось. Но вот к какому интересному выводу я пришёл. Базовый принцип ДРАКОНа – картографический принцип. То есть алгоритм строится по образцу карты местности. И в самой терминологии присутствует локомоторная метафора – шаг алгоритма, маршрут. Соответственно и при усвоении алгоритма желательно эту метафору использовать – буквально стать бегунком, передвигаться телом по иконам алгоритма. Для этого совершенно не обязательно рисовать его на полу – можно просто держать в руках ДРАКОН-алгоритм и передвигаться по полу, мысленно проецируя на него иконы. Ну, а в самой иконе проговаривать текст и производить действие реально или схематично. При таком подходе ДРАКОН-алгоритм становится как бы навигатором в логическом пространстве задачи. И тут возникает одна трудность: ДРАКОН-алгоритм не приспособлен для такого «локомоторного» усвоения! Он мыслится в вертикальной плоскости, то есть построен по принципу «капля на стекле» (время стекает сверху вниз), а отнюдь не в горизонтальной плоскости «движение по навигатору», когда время движется от себя вперёд. https://www.artlebedev.ru/yandex/navigator/ Ибо во втором случае время в ДРАКОН-алгоритме должно течь не сверху, а снизу (вернее, не к себе, а от себя). То есть Заголовок должен располагаться в нижнем левом углу (как начало координат), и весь алгоритм строиться вверх и вправо, как график функции. Этот вариант более когнитивно эргономичен, так как совпадает с двумя самыми распространёнными способами организации линии времени в психике человека (по данным НЛП): http://nlp-ist.narod.ru/images/timeline1.gif Ну, и третий аргумент: субъективно движение снизу вверх и вправо ассоциируется с ростом, прогрессом: https://mamaexpert.ru/files/articles/345.jpg а сверху вниз – с регрессом. http://www.yktimes.ru/wp-content/upload ... k-dw-1.jpg Конечно, можно просто развернуть ДРАКОН-алгоритм вверх ногами и проходить его в таком виде, однако тогда, кроме неудобства чтения текста, время по горизонтали начинает течь справа налево… Я понимаю, что установленный порядок течения времени в ДРАКОН-алгоритмах имеет глубокие исторические корни (аналог текста, блок-схемы), и развернуть его уже не представляется возможным. Но, может быть, можно хотя бы в ДРАКОН-конструкторах ввести такую опцию – разворот ДРАКОН-алгоритма зеркально относительно горизонтали? Тогда можно будет строить его в традиционной форме, а усваивать – в зеркальной? -- Михаил Михайлович Иванус |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Вторник, 11 Апрель, 2017 14:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Язык ДРАКОН и предложения врача-гинеколога Михаила Ивану |
Я очень рад, что профессиональный врач Михаил Иванус заинтересовался языком ДРАКОН и хочет его усовершенствовать. А также использовать язык ДРАКОН совместно с методом поэтапного формирования умственных действий Петра Гальперина. Надеюсь, Михаил Иванус станет участником нашего форума. В этом есть большая потребность. На сегодняшний день у нас зарегистрировались всего два врача. Михаил будет третьим. А это уже троица. Я очень надеюсь, что врачи прослышат о нашем форуме и захотят принять в нем активное участие на благо своих пациентов. Михаил Михайлович, добро пожаловать! |
Автор: | Михаил Иванус [ Воскресенье, 23 Апрель, 2017 19:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Язык ДРАКОН и предложения врача-гинеколога Михаила Ивану |
Владимир Данилович, Большое спасибо за тёплый приём! Мне кажется, что сложность внедрения мДРАКОНа в повседневную медицинскую практику связан не только с косностью мышления медиков, но и с недостаточной разработанностью метода усвоения алгоритмов. Достойный мДРАКОН-алгоритм создать не просто, но возможно. Но вот что с ним делать дальше? Выучивать наизусть? Или каждый раз, сталкиваясь с практической ситуацией, вытаскивать его и, водя пальцем по линиям, претворять в жизнь? Думаю, что оба эти варианта не удовлетворительны. Кстати, наверно, стоило бы говорить не о «Медицинском ДРАКОНе», а более широко – о «Гуманитарном ДРАКОНе», призванном «программировать» не компьютеры, а людей самых разных профессий, не только медиков. Я попробую тезисно изложить принципы обучения по П. Я. Гальперину, которые можно применять к усвоению алгоритмов. Эти принципы сформулировал я, поэтому прошу не судить строго, если они в чём-то будут не совсем соответствовать первоисточнику. 1. Принцип действия: чтобы чему-то научиться, нужно это делать. Поэтому основным способом обучения является тренировка. Любые другие методы обучения имеют лишь вспомогательное значение. 2. Принцип производства: любое действие – это превращение некоторого «материала» в «продукт». 3. Принцип ориентировки: любое действие состоит из исполнительной и ориентировочной части. Исполнительная часть – это собственно превращение материала в продукт. Ориентировочная часть – это обнаружение ориентиров (признаков, индикаторов), которые указывают на правильное действие. Например, едем на автомобиле из пункта А в пункт Б – исполнительная часть, сверяемся с навигатором и знаками – ориентировочная часть. Ориентировочную часть Гальперин называл ООД – Ориентировочная Основа Действия. 4. Принцип материальности: для обучения важно ориентировочную часть сначала тренировать в материальной форме: по карте, навигатору, разметке пола для танцоров, написанной или нарисованной инструкции и т. д. Такую «карту» Гальперин называл СООД – Схема Ориентировочной Основы Действия. 5. Принцип поэтапной интериоризации: постепенно ориентировка переходит из внешней, материальной деятельности во внутреннюю, мысленную. Например, несколько раз съездив из пункта А в пункт Б с навигатором, мы в последующем можем обходиться без него. 6. Принцип речи-переносчика: речь помогает перенести ориентировку из внешнего плана во внутренний. То есть ученик сначала делает исполнительное действие, опираясь на «карту» и проговаривая ход своей ориентировки вслух. Потом карта забирается, но проговаривание ориентировочных действий («вижу развилку, мне нужно направо») остаётся. Затем убирается и оно, и ориентировка становится полностью автоматической. 7. Принцип трёх инструментов: для того, чтобы организовать тренировку, нужны три инструмента: во-первых, объект для исполнительной части. Скажем, если мы обучаем вождению, то автомобиль и дорога. Во-вторых, СООД, «карта», ориентируясь по которой ученик СРАЗУ сможет правильно выполнить действие. В этом заключается основной момент, на который напирал Гальперин – никаких проб и ошибок, действие сразу выполняется правильно, пусть и очень медленно. В-третьих, набор задач, выполняя которые ученик постепенно усваивает, автоматизирует ориентировку. Так вот, мДРАКОН – универсальный язык для создания СООД многих навыков. Осталось только детально продумать систему чтения икон по мере продвижения по алгоритму, а также методику создания набора задач, учитывающего все маршруты алгоритма. |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Воскресенье, 23 Апрель, 2017 23:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Язык ДРАКОН и предложения врача-гинеколога Михаила Ивану |
ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ: Л.С. ВЫГОТСКИЙ И П.Я. ГАЛЬПЕРИН Скачать работу Гальперина можно здесь Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сборнике "Исследование мышления в советской психологии" |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Среда, 26 Апрель, 2017 18:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Язык ДРАКОН и предложения врача-гинеколога Михаила Ивану |
Михаил, может быть вы дадите страниц 6-8 для публикации в издательстве Spiegel на английском языке? viewtopic.php?f=94&t=6009 |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |