DRAKON.SU

Текущее время: Четверг, 13 Декабрь, 2018 02:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вторник, 11 Апрель, 2017 14:02 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 3890
Откуда: Москва
Язык ДРАКОН и предложения
врача-гинеколога Михаила Ивануса


Я получил письмо от профессионального врача, гинеколога из Геленджика Михаила Ивануса:
Цитата:
Медицинский ДРАКОН
Иванус Михаил Михайлович <...@mail.ru>
Кому: vdp2007@bk.ru

сегодня, 11:45
Владимир Даниелович, здравствуйте!

Я – врач-гинеколог из Геленджика. С большим удовольствием и пользой прочитал Вашу книгу «Почему врачи…». Решил поделиться некоторыми мыслями по поводу прочитанного.

Насколько я понимаю, ДРАКОН-алгоритм при всей его несомненной важности – это, всё же, промежуточный этап, инструмент. А окончательная цель – это усвоение алгоритма врачом. Чтобы алгоритм был не на бумаге, а в голове, или даже точнее – в руках врача.

Следовательно, одна из важнейших задач – это создание системы усвоения алгоритма. К счастью, такая система есть – Поэтапное формирование умственных действий П.Я.Гальперина. ДРАКОН-алгоритмы практически идеально подходят на роль Схем ориентировочной основы действия (СООД) – главного инструмента в технологии обучения Гальперина.

Я попробовал написать алгоритм на мДРАКОНЕ и усвоить его по Гальперину. Получилось. Но вот к какому интересному выводу я пришёл.

Базовый принцип ДРАКОНа – картографический принцип. То есть алгоритм строится по образцу карты местности. И в самой терминологии присутствует локомоторная метафора – шаг алгоритма, маршрут. Соответственно и при усвоении алгоритма желательно эту метафору использовать – буквально стать бегунком, передвигаться телом по иконам алгоритма.

Для этого совершенно не обязательно рисовать его на полу – можно просто держать в руках ДРАКОН-алгоритм и передвигаться по полу, мысленно проецируя на него иконы. Ну, а в самой иконе проговаривать текст и производить действие реально или схематично.

При таком подходе ДРАКОН-алгоритм становится как бы навигатором в логическом пространстве задачи.

И тут возникает одна трудность: ДРАКОН-алгоритм не приспособлен для такого «локомоторного» усвоения! Он мыслится в вертикальной плоскости, то есть построен по принципу «капля на стекле» (время стекает сверху вниз), а отнюдь не в горизонтальной плоскости «движение по навигатору», когда время движется от себя вперёд.

https://www.artlebedev.ru/yandex/navigator/

Ибо во втором случае время в ДРАКОН-алгоритме должно течь не сверху, а снизу (вернее, не к себе, а от себя). То есть Заголовок должен располагаться в нижнем левом углу (как начало координат), и весь алгоритм строиться вверх и вправо, как график функции.

Этот вариант более когнитивно эргономичен, так как совпадает с двумя самыми распространёнными способами организации линии времени в психике человека (по данным НЛП):

http://nlp-ist.narod.ru/images/timeline1.gif

Ну, и третий аргумент: субъективно движение снизу вверх и вправо ассоциируется с ростом, прогрессом:

https://mamaexpert.ru/files/articles/345.jpg

а сверху вниз – с регрессом.

http://www.yktimes.ru/wp-content/upload ... k-dw-1.jpg

Конечно, можно просто развернуть ДРАКОН-алгоритм вверх ногами и проходить его в таком виде, однако тогда, кроме неудобства чтения текста, время по горизонтали начинает течь справа налево…

Я понимаю, что установленный порядок течения времени в ДРАКОН-алгоритмах имеет глубокие исторические корни (аналог текста, блок-схемы), и развернуть его уже не представляется возможным. Но, может быть, можно хотя бы в ДРАКОН-конструкторах ввести такую опцию – разворот ДРАКОН-алгоритма зеркально относительно горизонтали? Тогда можно будет строить его в традиционной форме, а усваивать – в зеркальной?
--
Михаил Михайлович Иванус


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 11 Апрель, 2017 14:16 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 3890
Откуда: Москва
Я очень рад, что профессиональный врач Михаил Иванус заинтересовался языком ДРАКОН и хочет его усовершенствовать. А также использовать язык ДРАКОН совместно с методом поэтапного формирования умственных действий Петра Гальперина.

Надеюсь, Михаил Иванус станет участником нашего форума. В этом есть большая потребность. На сегодняшний день у нас зарегистрировались всего два врача. Михаил будет третьим.

А это уже троица. Я очень надеюсь, что врачи прослышат о нашем форуме и захотят принять в нем активное участие на благо своих пациентов.

Михаил Михайлович, добро пожаловать!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 23 Апрель, 2017 19:50 

Зарегистрирован: Воскресенье, 23 Апрель, 2017 13:56
Сообщения: 3
Владимир Данилович,

Большое спасибо за тёплый приём!

Мне кажется, что сложность внедрения мДРАКОНа в повседневную медицинскую практику связан не только с косностью мышления медиков, но и с недостаточной разработанностью метода усвоения алгоритмов. Достойный мДРАКОН-алгоритм создать не просто, но возможно. Но вот что с ним делать дальше? Выучивать наизусть? Или каждый раз, сталкиваясь с практической ситуацией, вытаскивать его и, водя пальцем по линиям, претворять в жизнь? Думаю, что оба эти варианта не удовлетворительны.

Кстати, наверно, стоило бы говорить не о «Медицинском ДРАКОНе», а более широко – о «Гуманитарном ДРАКОНе», призванном «программировать» не компьютеры, а людей самых разных профессий, не только медиков.

Я попробую тезисно изложить принципы обучения по П. Я. Гальперину, которые можно применять к усвоению алгоритмов. Эти принципы сформулировал я, поэтому прошу не судить строго, если они в чём-то будут не совсем соответствовать первоисточнику.

1. Принцип действия: чтобы чему-то научиться, нужно это делать. Поэтому основным способом обучения является тренировка. Любые другие методы обучения имеют лишь вспомогательное значение.

2. Принцип производства: любое действие – это превращение некоторого «материала» в «продукт».

3. Принцип ориентировки: любое действие состоит из исполнительной и ориентировочной части.

Исполнительная часть – это собственно превращение материала в продукт. Ориентировочная часть – это обнаружение ориентиров (признаков, индикаторов), которые указывают на правильное действие.

Например, едем на автомобиле из пункта А в пункт Б – исполнительная часть, сверяемся с навигатором и знаками – ориентировочная часть.

Ориентировочную часть Гальперин называл ООД – Ориентировочная Основа Действия.

4. Принцип материальности: для обучения важно ориентировочную часть сначала тренировать в материальной форме: по карте, навигатору, разметке пола для танцоров, написанной или нарисованной инструкции и т. д.

Такую «карту» Гальперин называл СООД – Схема Ориентировочной Основы Действия.

5. Принцип поэтапной интериоризации: постепенно ориентировка переходит из внешней, материальной деятельности во внутреннюю, мысленную.

Например, несколько раз съездив из пункта А в пункт Б с навигатором, мы в последующем можем обходиться без него.

6. Принцип речи-переносчика: речь помогает перенести ориентировку из внешнего плана во внутренний. То есть ученик сначала делает исполнительное действие, опираясь на «карту» и проговаривая ход своей ориентировки вслух. Потом карта забирается, но проговаривание ориентировочных действий («вижу развилку, мне нужно направо») остаётся. Затем убирается и оно, и ориентировка становится полностью автоматической.

7. Принцип трёх инструментов: для того, чтобы организовать тренировку, нужны три инструмента: во-первых, объект для исполнительной части. Скажем, если мы обучаем вождению, то автомобиль и дорога.

Во-вторых, СООД, «карта», ориентируясь по которой ученик СРАЗУ сможет правильно выполнить действие. В этом заключается основной момент, на который напирал Гальперин – никаких проб и ошибок, действие сразу выполняется правильно, пусть и очень медленно.

В-третьих, набор задач, выполняя которые ученик постепенно усваивает, автоматизирует ориентировку.

Так вот, мДРАКОН – универсальный язык для создания СООД многих навыков. Осталось только детально продумать систему чтения икон по мере продвижения по алгоритму, а также методику создания набора задач, учитывающего все маршруты алгоритма.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 23 Апрель, 2017 23:19 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 3890
Откуда: Москва
ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ: Л.С. ВЫГОТСКИЙ И П.Я. ГАЛЬПЕРИН

Скачать работу Гальперина можно здесь
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сборнике "Исследование мышления в советской психологии"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 26 Апрель, 2017 18:48 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 3890
Откуда: Москва
Михаил, может быть вы дадите страниц 6-8 для публикации в издательстве Spiegel на английском языке?
viewtopic.php?f=94&t=6009


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 02 Май, 2017 15:19 

Зарегистрирован: Воскресенье, 23 Апрель, 2017 13:56
Сообщения: 3
Владимир Данилович, спасибо за приглашение. Однако у меня пока нет достойного материала для такой статьи.

Продолжу размышлять об усвоении ДРАКОН-алгоритмов. Мне показалось, что этот вопрос в сообществе считается малозначимым – были бы алгоритмы, а люди уж как-нибудь их сами усвоят. Некоторое внимание уделяется чтению алгоритма, однако прочитать и усвоить – это очень разные процессы.

Думаю, это в наибольшей мере тормозит внедрение мДРАКОНа. Просто показать ДРАКОН-алгоритм врачу и даже объяснить, как его прочитать – этого недостаточно. Вот если сказать: «Уважаемый, давайте эксперимент – через 2 часа Вы овладеете этим навыком, и будете делать его безошибочно»; и не только сказать, но и сделать - это действительно произведёт впечатление.

Я посмотрел видеоролики по работе литовских коллег, обучающих на основе ДРАКОН-алгоритмов. В них, к сожалению, нет информации о технологии. Но и так бросается в глаза великолепное материально-техническое оснащение. А вот как усваивать ДРАКОН-алгоритмы в российской глубинке – это большой вопрос.

У меня вопрос к уважаемым форумчанам: кто-нибудь обучился какому-нибудь навыку с помощью ДРАКОН-алгоритмов? Если да, то как это было реализовано?

В дополнение – пара моих алгоритмов. Один относится к психотерапии, а другой – «Мета-алгоритм» - к тому методу усвоения, который сейчас разрабатываю я (на основе системы Гальперина).


Вложения:
Мета-алгоритм.png
Мета-алгоритм.png [ 117.38 КБ | Просмотров: 1679 ]
Подготовка к интервенции.png
Подготовка к интервенции.png [ 310.86 КБ | Просмотров: 1679 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2008-2018, участники конференции «DRAKON.SU», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB