Работы по созданию советского ракетоплана продвигались мучительно медленно: спустя пять лет проект был далёк от завершения.
Всё изменилось 12 апреля 1981 года — в тот день американцы успешно вывели на орбиту первый пилотируемый челнок. Причём шаттл «Колумбия» рванул к звёздам аккурат в 20-ю годовщину полёта Гагарина.
Запад снова доказал своё превосходство в космической гонке? Такого члены ЦК КПСС стерпеть не могли. Догнать и перегнать!
Цитата:
И началось! Всем предприятиям, работавшим по программе «Энергия — Буран», было приказано не спать, не пить, не есть, а быстро делать нашу советскую альтернативу. Я вместе со своим КБ занимался кислородно-водородными двигателями для «Энергии». Вспоминаю теперь ту безумную гонку, работу на износ... как лучшее время своей жизни! За 8 лет я и мои коллеги ни разу не были в отпуске, в год имели по 2-3 выходных дня: на Новый год и Первомай.
Станислав Аксёнов
участник программы «Энергия — Буран»
Надрывая жилыРазмах задач оказался эпохальным даже по меркам промышленности Союза, привычной к «великим стройкам коммунизма» вроде БАМа. Если для запуска гагаринского «Востока» объединили силы около 120 организаций, то для реализации системы «Энергия — Буран» скооперировались 1286 предприятий по всей стране. Задействовали — по разным оценкам — от 1,5 до 2,5 млн человек. Предстояло создать сверхтяжёлую ракету-носитель, орбитальный самолёт и вспомогательные комплексы: стартовые, посадочные, центры обслуживания и так далее.
Средств не жалели. Так, чтобы возить компоненты ракетоплана, сконструировали самый тяжёлый транспортный самолёт своего времени — Ан-225 «Мрия».
Цитата:
Приведу один пример: при старте необходимо было охлаждать бетонный лоток, куда уходят раскалённые до 3500 градусов газы. Для этого пришлось отвести воды Сырдарьи в рукотворное подземное озеро. А расход воды при запуске — больше, чем у всех фонтанов Петергофа! Вот и считайте затраты...
Станислав Аксёнов
участник программы «Энергия — Буран»
Чем больше сил и времени вкладывали в проект, тем яснее понимали: это уже не банальное копирование. Это — заявка на лучший в истории космический аппарат. Самый вместительный, безопасный, многофункциональный и надёжный.