25 октября 2013 г.
Перед началом моего интервью телеканалу "Комсомольская правда", которое должно было также после небольшого редактирования появиться и в одноименной газете, я спросил ведущего Евгения Артюхина:
- Насколько я могу быть откровенным? У вашего телеканал есть "запретные темы"?
И услышал ответ:
- Запретных тем у нас нет, нужно только, разумеется, соблюдать общие приличия. Для нас важен открытый разговор о проблемах, потому что наши читатели и зрители должны знать правду.
...После часовой видеосъемки мы договорились с Евгением, что после выхода видеоматериала в эфир и размещения в интернете мне сбросят по электронной почте ссылку, а само интервью после его редакторской обработки он пришлет мне на согласование перед газетной публикацией.
...С тех пор прошло больше двух недель. За это время мне никто не позвонил, на электронную почту ничего так и не пришло, и я сделал вывод, что не всякую правду должны знать зрители и читатели "Комсомолки". На счастье, во время съемки моего интервью со мной был диктофон, что позволяет нам полностью восстановить сказанное 25 октября в телестудии канала "Комсомольской правды". Расшифровку диктофонной записи я и предлагаю вашему вниманию.
- Добрый день, дорогие друзья! С вами обозреватель газеты "Комсомольская правда" Евгений Артюхин. Сегодня мы обсуждаем реформу космической отрасли.
Вице-премьеру господину Дмитрию Рогозину наконец-то доложили параметры одной из самых масштабных реформ в истории нашей космонавтики. Два предыдущих десятилетия были отмечены в основном неудачами, многие наши ракеты не взлетали, падали на старте, выходили из строя спутники, мы утратили первенство в исследовании дальнего космоса, и хотелось бы понять - эта реформа, перестановка слагаемых, даст что-то или нет, сможем ли мы вернуть себе статус мировой космической державы, или мы навсегда останемся только в истории - страной, многое сделавшей впервые, а потом безнадежно утратившей свое лидерство.
В студии - Вадим Лукашевич, независимый эксперт по вопросам космонавтики, создатель одного из самых известных в рунете ресурсов по космонавтике
http://www.buran.ru. Вадим Павлович, добрый день.
- Здравствуйте
- Что ж, начнем наш разговор. Ваш сайт посвящен нашему последнему яркому, еще советскому проекту - кораблю "Буран", о котором мы сегодня еще поговорим, но сначала давайте начнем с реформы.
Был Роскосмос, великий и могучий, теперь он разделяется на компоненты, утрачивая часть своих полномочий. Теперь он будет создавать только "правила игры", зато на базе НИИ космического приборостроения создается Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), которая становится, видимо, центром силы. Появляются новые компоненты, сделанные из тех же самых элементов - что это даст?
- Вы начали с того, что сейчас мы находимся, скажем так, не в блестящем состоянии. Об этом уже многократно и везде говорилось, и сейчас я предлагаю на эту тему не говорить. Почему и как мы пришли к такому состоянию, не обсуждать. "Почему ракеты падают" - на эту тему уже достаточно много было сказано, и, в общем-то, все очевидно. Гораздо интересней тема "что будет?" и "чего нам ожидать?"
Мы наконец-то подошли к реформе нашей космонавтики, нашей космической отрасли. И здесь, как у айсберга, есть видимая сторона, и есть некая подноготная, скрытая от широких глаз.
Для того, чтобы оценивать предложенную реформу и последствия, к которым она может привести, нужно проговорить то, что видят и знают все, и ту подноготную в виде невидимых сил, на самом деле движущих эту реформу. Ведь о реформе космической отрасли мы говорим уже два года. За все это время разными экспертными группами рассматривались и предлагались различные сценарии реструктуризации Роскосмоса.