DRAKON.SU

Текущее время: Четверг, 28 Март, 2024 12:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ракетное оружие. Общие вопросы
СообщениеДобавлено: Вторник, 24 Сентябрь, 2013 13:07 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 5846
Откуда: Москва
Чтобы увидеть оригинал с фотографиями, поместите URL в адресную строку
http://www.raspletin.ru/zoltan-dani-–-pobeditel-samoleta-nevidimki

ЗОЛТАН ДАНИ – ПОБЕДИТЕЛЬ САМОЛЕТА-НЕВИДИМКИ

Voennoe_obozrenie

"Военное обозрение", Москва, 11 апреля 2013

Автор: Сергей Юферев

4 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Югославии. Бомбардировки страны продолжались на протяжении 78 дней и закончились тем, что югославская армия покинула территорию Косово, чего и добивались представители североатлантического альянса.

К удивлению многих, уже на 3-й день авианалетов, югославская система ПВО смогла сбить американский самолет-невидимку F-117A, выполненный по технологии «Стелс». Данный самолет был гордостью американского военного самолетостроения, важным пропагандистским инструментом и одним из самых известных самолетов конца XX века.

Как удалось установить впоследствии, F-117A был сбит 27 марта 1999 года примерно в 40 километрах от Багдада 3-й батареей 250-й бригады ПВО, защищавшей столицу. Данной батареей командовал полковник Золтон Дани.

Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125, который был создан в СССР в конце 1950-х годов. Вот так самый знаменитый американский самолет был сбит над Югославией советским комплексом ПВО, которым командовал офицер, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО. Более чем наглядный пример эха холодной войны.

Часть обломков сбитого над Сербией самолета затем была передана для изучения российским военным.

В настоящее время полковник Золтан Дани ушел с военной службы и занимается вполне мирными вещами, он держит хлебопекарню в сербской деревне Скореновац. Каждый год 27 марта он отмечает события 1999 года.

В этот день он выпекает торт в виде сбитого самолета-невидимки F-117A, который становится главным угощением праздничного вечера. Золтан считает, что прославивший его эпизод, как и все в этой жизни, является результатом точного знания и упорного труда.

Стоит отметить, что этому удачному эпизоду, неудачной в целом для Югославии войны, приписывают большое значение. Для сербских военных, особенно зенитчиков Золтона, это большая победа и, возможно, самое значимое событие в их военной карьере. Косвенно этот эпизод стал причиной свертывания всей программы F-117A Night Hawk (англ. Ночной Ястреб), в которую американцы вложили миллиарды долларов. Стоимость одного самолета составляла более 111 млн. долларов.

Случай 27 марта 1999 года в окрестностях Белграда поставил крест на пропагандистском значении данной машины. Имиджу американских ВВС и программе F-117A был нанесен непоправимый урон.

В то же время не до этого не после не был сбит ни один самолет данного типа. В той же Югославии тактические бомбардировщики F-117A совершили около 850 боевых вылетов.

Всего в США было построено 64 самолета F-117A – 59 серийных и 5 прототипов. Данный самолет достаточно успешно эксплуатировался ВВС США и принимал участие в военных конфликтах, наиболее известными из которых являются две военные кампании в Ираке в 1991 и 2003 годах, а также военная кампания против Югославии в 1999 году.

За все это время в боевых вылетах был потерян 1 самолет, еще 6 самолетов было потеряно в мирное время в результате аварий и авиационных происшествий.

Данный самолет планировалось использоваться как минимум до 2018 года, но в итоге все самолеты этого типа были сняты с вооружения к середине 2008 года. F-117 стал заложником своей идеи и обстоятельств.

Как показало время, создание самолета с преобладанием какого-либо одного качества в ущерб другим, в данном случае величины ЭПР, себя не оправдала. Со временем никто не отказался от идеи малозаметности и американский F-22, и российский перспективный ПАК ФА эксплуатируют эту идею, но она не является главенствующей, в первую очередь это высокоэффективные многофункциональные машины, способные решать на поле боя разные задачи.

При создании перспективного самолета-невидимки F-117 американцы впервые решили убрать все демаскирующие самолет факторы: способность отражать радиолокационное облучение; самому излучать электромагнитные волны; оставлять дымный и инверсионный следы; издавать звук; быть незаметным в инфракрасном диапазоне.

Все это привело к появлению весьма оригинальной формы самолета, которую можно сравнить с утюгом и которая никак не способствовала хорошим летным характеристикам машины.

Самолет был очень сложен в управлении. В помощь пилоту на нем использовалась электронно-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием каналов управления, при этом из-за того что самолет был неустойчив по рысканию и тангажу на него ставили автоматическую систему обеспечения устойчивости, начиная с 1991 года ее дополнили автоматом тяги.

Самолет мог летать только на дозвуковых скоростях и обладал плохой маневренностью. В том числе и поэтому он не смог уйти от ракеты комплекса ПВО С-125.

На самолете отсутствовала РЛС, за исключением лазера подсветки цели все системы навигации и прицеливания были пассивными. Для навигации использовалась инерциальная система и приемник системы спутниковой навигации, для наведения – система ИК-камер.

Активных средств РЭБ на самолете просто не существовало. В конце-концов отсутствие современного БРЭО в сочетании с посредственной аэродинамикой, а также путевой и продольной статической неустойчивостью вели к большому риску при пилотировании самолета.

Но вернемся непосредственно к событиям 27 марта 1999 года и комментариям самого полковника Золтона. По его словам, он не питал никаких иллюзий относительно технического превосходства НАТО, поэтому предпочитал не вступать в открытое противодействие бомбардировщикам, раскрывая положение своих пусковых установок и радаров.

Он использовал тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка. Еще одним фактором, который предопределил события того дня было то, что американцы использовали F-117 без прикрытия и не изменяли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости своих машин.

Сообщается, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту уже несколько раз, так что сербские зенитчики могли хорошо подготовиться к «охоте».

Сербские зенитчики использовали радар П-18, обладающий метровым диапазоном частот. Известно, что радар отслеживает воздушную цель, регистрируя поступающие от нее сигналы.

Современные радары построены на использовании высокой частоты сигнала. При этом в случае со «Стелсом» короткие волны рассеиваются специальной рубленной формой корпуса самолета и его внутренней структурой. Именно причудливая форма и была основой технологии незаметности.

В то же время для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма воздушной цели не является препятствием. Данные локаторы не так точны, но в состоянии видеть любой объект.

Помимо этого, как уже говорилось ранее, американский самолет отличался низкой дозвуковой скоростью полета и невысокой маневренностью. Это делало его более уязвимым для старых ЗРК с низкочастотными радарами. Да и выполнить маневр отклонения от ракеты, выпущенной с близкого расстояния, на данном самолете было бы весьма проблематично. Натовский самолет был сбит на расстоянии в 13 км. от ЗРК.

Сербские военные не держали радары включенными постоянно. Они запускали их в определенный момент на короткое время, для того чтобы их не могли засечь самолеты ДЛРО противника и навести на батареи бомбардировщики.

Обнаружив на экране цель, зенитчики провели необходимые расчеты и повторно включили радар, когда самолет был в 15 км. от них. Дальше в игру вступила зенитная управляемая ракета, обладающая достаточно большой БЧ (вес 50-100 кг), подрыв такой ракеты обеспечивает радиус поражения осколками в зоне 200-500 метров.

Стоит отметить также тот факт, что за все время бомбардировок Югославии в подразделении, которым командовал полковник Золтон Дани, не было потерь, а всего под его началом находилось порядка 200 человек.

Для обеспечения безопасности сербские зенитчики часто меняли стартовые позиции. Часть людей Золтана постоянно была занята поиском новых мест, куда можно было перевезти военную технику, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней бомбардировок, батарея преодолела несколько тысяч километров.

Также отдавая себе отчет в том, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры могут демаскировать его раньше, чем его заметят вражеские радары, полковник организовал системы кабельной связи. Нередко приказы приходилось передавать даже через посыльных. Но такие методы работали, так как натовцы не могли засечь батарею.

Так или иначе, случай 27 марта 1999 года наглядно доказал то, как в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление врагу даже с помощью устаревшего вооружения. Золтон Дани заслужил свою победу, и никто не сможет отобрать ее у него.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ракетное оружие. Общие вопросы
СообщениеДобавлено: Четверг, 26 Сентябрь, 2013 14:05 

Зарегистрирован: Среда, 13 Май, 2009 21:05
Сообщения: 153
Откуда: Саратов
Сергей Юферев писал(а):
Самолет был очень сложен в управлении. В помощь пилоту на нем использовалась электронно-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием каналов управления, при этом из-за того что самолет был неустойчив по рысканию и тангажу на него ставили автоматическую систему обеспечения устойчивости, начиная с 1991 года ее дополнили автоматом тяги.

Сказанно с осуждением. По-моему неустойчивость современных боевых самолетов - ни разу не недостаток. Чем меньше устойчивость - тем выше маневренность.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ракетное оружие. Общие вопросы
СообщениеДобавлено: Четверг, 26 Сентябрь, 2013 16:17 

Зарегистрирован: Вторник, 13 Ноябрь, 2007 20:38
Сообщения: 51
Бытко Сергей писал(а):
По-моему неустойчивость современных боевых самолетов - ни разу не недостаток. Чем меньше устойчивость - тем выше маневренность.
Да. Для этого иногда даже делают самолёты с обратной стреловидностью крыла. Правда в этом случае никакой пилот не смог бы вручную управлять самолётом. Это делает электроника. Пилот при помощи органов управления даёт только команду для электронной системы. По некоторым данным, система выполняет до 40 коррекций в секунду. Речь идёт о рулевых поверхностях самолёта и других исполнительных устройствах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2008-2024, участники конференции «DRAKON.SU», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB