https://bit.ly/38TRzUyЦитата:
На каком языке программирования были написаны программы для ЭВМ корабля Буран?
18 декабря 2019
.........................
Цитата:
Boris Buldakov
22 августа 2021
Бортовое ПО [Бурана] состояло из двух основных частей
система управления движением. Ведущий разработчик НИИ АП им. Пилюгина. Это все что определяло положение космического объекта в пространстве .
система управления программой полета. Она состояла из трех частей : участок выведения , орбитальный участок, участок посадки. Первые два участка разрабатывались на НПО Энергия на ЕС ЭВМ 1045 в комплексе 3 на Прологе. Был специальный терминальный зал в котором заводилось, компилировалось и отлаживалось это ПО. В 1984 в нем начал работать ныне покойный Е.А. Микрин. Третий участок разрабатывался в НПО Молния.
Это ПО передавалось на лентах в НИИ АП, где собиралось в единый пакет и отлаживалось на стенде НИИ АП.
После завершения испытаний ПО передавалось в КИС НПО Энергия для записи на бортовой магнитофон.
Далее в КИС НПО Энергия проводились комплексные электрические испытания ОК, в которых отрабатывались все участки полета: предстартовая подготовка, орбитальный полет, посадка и взаимодействие всем систем корабля. Часть систем эмулировалась.
Было две загрузки бортового ПО: орбита и посадка. Так же отрабатывался полет при нештатных ситуациях при выведении.
........................
Цитата:
Boris Buldakov Пенсионер · 7 июл 2021
Я занимался разработкой программ испытаний системы "Буран-Энергия" в МИК-РН и программой ПСП .
Все программы испытаний и ПСП были написаны на языке Диполь. Язык достаточно примитивный. Позволял строить простые логические конструкции и циклы. В нем не было возможности вводить что-то интерактивно.
Мною была написана примитивная программка на Фортране-4, которая позволяла выбирать некоторые параметры. Это сильно облегчило и ускорило процесс испытаний.
Исходные тексты программ (ДИЛ - директивная испытательная логика) обрабатывались компилятором в промежуточный код и в таком виде поставлялись на АИК (АИК -автоматический испытательный комплекс) ЭВМ СМ-2М с необходимой периферией. Операционная система -ДОС АСПО.
Программы с ленты писались на диск с него и грузились. На ЭВМ запускался интерпретатор, который и обрабатывал этот промежуточный код.
На БЦВМ программа полета грузилась в машинных кодах с бортового магнитофона. как-то так.