Насколько идеальна графика? Большинство программистов считают, что графическая форма представления информации предпочтительнее любой другой. На рынке появляются разнообразные языки визуального программирования.
Чувствуя тенденцию, производители используют привлекательное слово в названиях средств, изначально базирующихся на текстовой форме описания (например, Visual C).
Мы уже не можем представить свою жизнь без средств разработки класса WYSIWYG (what-you-see-is-what-you-get), подавляющее большинство ПО персональных компьютеров - это средства WIMP (windows-icons-menu-pointing_device).
В качестве эпитетов для графики используются слова "дружественный", "интуитивный", "простой" , "читабельный", "привычный", "привлекательный", "надежный", "понятный", "легкий", "запоминающийся", "непосредственный", "очевидный" .
Часто графика позиционируется как некая оппозиция "устаревшей" текстовой форме представления. Однако при попытках найти строгое теоретическое или экспериментальное обоснование подобным заявлениям выявляются крайне нелицеприятные для графики факты: эксперимент не позволяет говорить о несомненном превосходстве графической формы представления алгоритмов.
Более того, нередки случаи, когда графическая форма записи уступает обычной текстовой [1, 2, 3, 4].
Один из классических примеров несовершенства графики был выявлен в [1]:
Рисунок здесь пропущен. Смотрите его в оригинале статьиhttp://reflex-language.narod.ru/articles/03text_vs_graph.htmРис. 1. Демонстрационный пример, показывающий сложности работы с графикой в определенных случаях (знак в треугольнике - логическое отрицание, знак в прямоугольнике - логическое И).
Пример является аналогом текстовой записи (язык Си):
C = A;
D = !A && B;
E = !A && !B;
Сравнительный анализ двух форм показывает чрезвычайную сложность работы с графикой в данном случае.
Менее компактное представление, наличие пересечения линии, обилие элементов затрудняют для графики ответы на достаточно простые вопросы.
Например, для приведенного примера экспериментальная проверка показывает, что ответ на вопрос, "значение какого из выходов будет "ИСТИННО", если значение входов А и B "ЛОЖНО"?", занимает в случае графики в два раза больше времени, чем в случае текста.
Выводы специалистов в области эргономики поддерживают и программисты-профессионалы, которые критикуют WIMP- средства за неповоротливость, неуклюжесть, избыточность и неудобство [5, 6].
В чем тут дело?