alexus писал(а):
Драконограф писал(а):
alexus писал(а):
...
Меня пока настораживают попытки описать на Драконе любую деятельность и соответствующие подвижки в самом языке.
Вы имеете в виду попытку совместить на одном уровне описания обычные алгопроцессы (с единственной "рабочей точкой" каждый) и их взаимодействия ("расщепление рабочих точек" без предварительной "алгоритмической расшифровки", напр. как у Вирта в
АиСД-Оберон)?
Это частность.
Ну да... есть ещё вызывающие вопросы попытки "алгоритмизовать творчество", как, напр. в своё время в рамках ТРИЗ (см. п. 2)
в этом сообщении). В то же время подходы типа
Фридланда (разделение смысла на отчуждаемый/формализуемый и нет - см. систему определений смысла
в этом пункте и соответственно информации на данные и знания), пожалуй, снимают некорректность (по принципу "инструкция - для тех, кто ещё не умеет"
- т.е. система образуется из того, что на бумаге и м.б. возведено в норму, и того, что в голове и м.б. у каждого в чём-то своё). Примерно в том же направлении идёт и Герасименко с АСО - и общая схема в принципе получается алгоритмизуемой (имеется в виду то, что дано как
Задание 1.2.2); то же можно сказать и о подходе Кострова и Александрова к деятельности систем (представлен в
Задании 1.2.1).
В то же время вопрос о пределах алгоритмизуемого, конечно, возникает. Общий математически формальный ответ, видимо, даёт известное сегодня решение проблемы алгоритмической разрешимости - нельзя построить алгоритм, строящий алгоритм решения любой мыслимой (наперёд неизвестной) задачи. И тут есть возможность уточнения, что именно нельзя, исходя из понимания постановки задачи. Она м.б. не только привычной нам детерминированной или вероятностной (стохастической), но также и неопределённостной (высказано, напр., у
Одинцова). Он, однако, рассматривает чисто количественную формулировку (в смысле иерархии постановок по
Бестужеву-Ладе). Но и там виден общий принцип - динамичность выбора базы формализации (расчётно-логических соотношений, шкал для значений их аргументов) по ходу решения. А как понимать более высшие постановки (частично или полностью качественные) - удобно рассмотреть на примере из жизни.
В результате Великой Отечественной войны многие наши люди потеряли из виду своих родных и близких. В первые послевоенные годы восстановление родственных связей государством рассматривалось как чисто личная задача (и не только она - в период сталинского руководства, напомню, и призрение инвалидов войны понималось весьма своебразно... в виде содержания всех, у кого не оказалось должной семейной поддержки, в таких местах, как о. Валаам). Однако в дальнейшем на какое-то время была признана государственная значимость этой задачи, и в СССР проводился т.н. гражданский розыск. Возглавила эту работу Агния Барто (возможно, более известная нам по стихам: "Наша Таня громко плачет//Уронила в речку мячик" ). В течение почти 10 лет с использованием радио и других СМИ, участием милиции и общественных организаций (в т.ч. международных) выяснялась судьба людей на основании сведений о них, сообщаемых гражданами-инициаторами розыска. Суть этой работы была отражена и художественно - напр., в кинофильмах "Ищу человека" (по сценарию самой А. Барто), "Это случилось в милиции", были изданы книги о ней. Тысячи родных и близких в результате обрели друг друга.
К чему это говорится здесь? А к тому, что гражданский розыск - типичная задача в качественно-неопределённой постановке. Тут мы имеем данные подчас в принципе нечёткие, неизмеримые и недостоверные. И как же решалась задача, когда даже с "приближёнными вычислениями" результатов по Л.А. Заде или иными проблема? Те же упомянутые фильмы, несмотря на их "художественность", вполне передают суть процесса. Прежде всего она состояла в накоплении сведений, пусть даже противоречивых. Ни один вариант, вытекающий из них, не отбрасывался. А если формальный выбор при исчерпании всех возможностей уточнения оказывался невозможен - допускалась возможность неформального выбора, исходя из фактически ощущаемых людьми связей (чаще, конечно, в этих случаях задача признавалась нерешённой).
Что же было руководящим принципом деятельности при решении так поставленной задачи? Уверенность в том, что решение существует - и уже не в том смысле, как она понимается в "принципе практической уверенности", на котором базируется теория вероятностей (и вся методология решения задач в стохастической постановке) - а скорее в смысле веры.
Между прочим, с этим соприкасается и высказанное в одной из публикаций Блинкова о том, что учёным не удалось "...построить Храма Науки, который бы не оказался, в некотором смысле, и Храмом Бога."... и часто возникающее сегодня мнение, что XXI век должен стать веком гуманитарных дисциплин (известно утверждение, что "либо XXI век будет веком гуманитарным, либо его может не быть вообще")... я бы сказал, конечно, он должен стать веком синтеза дисциплин под знаком гуманизации технического - это было и у А.А. Леонтьева, и у Мичи и Джонстона (о приведении интерфейсных свойств техники к "человеческим рамкам")... да и у Паронджанова не такие же ли идеи главные (а вовсе не произвольное применение техноязыка)?
В общем, если говорить о процессе решения неопределённостно поставленных задач - то его можно понимать как динамически модифицируемый алгоритм. Это предлагал и Тьюринг (где-то уже цитировал его о "машинах с самомодификацией таблиц команд"), сегодня есть представление об "эвроритме" (скажем, в работе, упомянутой
в этом сообщении; там же есть примеры "эвроритмизации" инженерных задач). А логика условий выбора при этом - удержание всех возникающих вариантов ("неисключение третьего", что, по Девятову и Мартиросьяну, практикуют и китайцы). Кстати, в этом же суть т.н. латерального мышления по Э. де Боно (им вводится логическая операция "ПО"
- удержание всех свободно генерируемых вариантов выбора).
Между прочим, ещё раньше это, видимо, нашёл и реализовал в художественной формализации наш великий поэт О. Мандельштам. Читал исследование его Ю. Карабчиевским, где раскрывается ведущий приём его поэзии как поставление в один ряд с обыденным определением предмета стиха другого - оптимально (м.б. предельно) удалённого по смыслу. Более подробное обсуждение здесь вряд ли целесообразно.
Тут читатель может сказать: "- Ну это же опять "библиография"... а где же Ваше мнение за всем этим?". А оно в чисто практическом развитии вышеупомянутого. Тот же "эвроритм", конечно, чистым импер-языком (и визуальным тоже) не выразишь. Но если добавить механизм определения модификации моделей (такой, как
Область, допустим) - то возможность, IMHO, появляется.