Статья Фадеева называется
Цитата:
КОГНИТИВНО-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
А.Ю. Фадеев, кандидат педагогических наук, доцент
Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
(г.Троицк, РФ)
Оригинал см. здесь
http://drakon.su/_media/biblioteka/fade ... 6_ch1_.pdf и здесь
http://www.csu.ru/Shared%20Documents/Troitck/new/14/Сборник%202015-16%20Ч1%20.pdf
Ниже я выложил часть его статьи (без рисунков).
Я не понял, зачем нужен flowgorithm, да еще в сочетании с ДРАКОНом?
Мне кажется, программу flowgorithm можно выбросить. Ее функции должен выполнять дракон-конструктор. Или я не прав?
Статью в Википедии про flowgorithm можно посмотреть здесь
https://en.wikipedia.org/wiki/FlowgorithmЦитата:
КОГНИТИВНО-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
А.Ю. Фадеев
.............................................................................
Довольно часто приходится наблюдать беспомощные действия студентов при переходе от относительно наглядных блок-схем к практическому программированию.
Неожиданно обнаруживается, что естественного и логичного перехода не получается. Возникает классическая проблема разрыва технологий ал-горитмизации и технологий программирования. Нередки случаи, когда студен-тами сначала пишется программа, а уж затем, учитывая «странные» требования преподавателя, формируется блок-схема.
Ситуация усугубляется по мере роста сложности программного обеспечения. В этом случае вновь на помощь приходят блок-схемы, как метод повышения наглядности информационных процессов. Но, так как нет надёжного моста между алгоритмизацией и программированием, проблема роста количества ошибок в больших программах остается.
Кроме того, можно заметить, что работа с большими по объему программами превращается для студента в постоянную борьбу с нарастающим валом ошибок, а не в творческий процесс. В связи с этим возникает задача принципиального изменения подхода к алгоритмизации и программированию в вузе.
На наш взгляд перспективными шагами в этом направлении могут стать внедрение в учебный процесс «технологических мостов» между методами ал-горитмизации и программирования.
Одним из таких мостов является программный продукт Flowgorithm [7]. Его применение позволяет в значительной степени повысить уровень алгоритмической культуры, ускорить процесс перехода от алгоритмических построений к программным реализациям на различных языках.
Важными особенностями среды программирования Flowgorithm являются наглядность процесса конструирования блок-схем и возможность отлаживать программу непосредственно в визуальной среде с одновременной генерацией кодов на нескольких языках программирования: Pascal, С++, С#, Java и др.
Интерфейс программы Flowgorithm, фрагменты алгоритма определения НОД и сгенерированной программы на С++ представлены на рис. 2.
Применение когнитивно-эргономической среды программирования Flowgorithm способствует изучению основ алгоритмизации и программирова-ния.
По мере роста сложности программ среда Flowgorithm постепенно отходит на второй план, так как традиционный подход к построению блок-схем пере-стает решать задачу повышения наглядности.
Появляется насущная необходимость наглядного представления сложных систем.
Наиболее перспективными в этом контексте, являются ДРАКОН – схемы (далее Д-схемы), предложенные В.Д. Паронджановым [1, 10].
Есть несколько вариантов информационных систем и программных сред, реализующих построение такого рода схем: Drakon editor; ИС ДРАКОН; Fabula [ 8, 9]. В настоящий момент первые две программы позволяют не только строить Д-схемы, но и генерировать код на нескольких языках программирования.
Построение такого рода схем позволяет наглядно и детально представлять довольно сложные информационные процессы. Немаловажно отметить, что автоматизированные системы управления космическим аппаратом «Буран» разрабатывались с использованием подобной технологии.
Наибольший когнитивно-эргономический эффект такие технологии позво-ляют достичь в тех предметных областях, в которых возникает потребность интеграций знаний. Например, в области робототехники, являющейся ничем неограниченным источником не только идей и инноваций, но и сложных про-блем, требующих целого спектра компетенций в области математики, физики, электроники, мехатроники, информатики, программирования и др.
В качестве примера перехода от алгоритмического представления о пове-дении робота к рабочей программе рассмотрим Д-схему и программу на NXC.
Необходимо организовать параллельную синхронную работу сервомоторов робота в прямом и реверсивном режимах. На рис. 3 показана Д-алгоритм поведения робота с двумя сервомоторами.
Рис. 3. Д-схема управления сервомоторами робота
Специфика Д - схем (ДРАКОН – схем) заключается в том, что с их помощью можно с высокой степенью детализации и наглядно описать все процессы управления.
Например, на вышеприведенной схеме наглядно показана параллельная работа моторов в двух режимах. Каждый из режимов представлен отдельной ветвью алгоритма. Переход с одной ветви на другую происходит по ссылке, указанной в адресном элементе схемы. Схема с таким способом перехода носит название «Силуэт» [1].
Программный код управления выглядит следующим образом:
task main()
{
OnFwd(OUT_BC, 75);
Wait(4000);
OnRev(OUT_BC, 50);
Wait(3000);
Off(OUT_AC);
}
Таким образом, информационная система DRAKON позволяет решить триединую задачу: построение концептуальных схем, подобных UML; проек-тирование сложных систем и программирование. На всех уровнях решения за-дачи присутствует высокий уровень наглядности.
Такой подход позволяет интегрировать учебные компетенции студентов, сформированные в рамках различных дисциплин в единую систему исследовательских компетенций.
Кроме этих задач контурно намечается концепция нового подхода при изу-чении естественных и гуманитарных наук в школе и вузе, основывающегося на интеграции методов алгоритмизации деятельности в широком спектре естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
Области применения когнитивно-эргономических технологий (далее КЭТ) в образовательном процессе вуза может быть довольно разнообразны и много-гранны. Последовательность использования тех или иных КЭТ в тех или иных случаях можно представить в кратком формализованном виде:
1. Основы программирования: Flowgorithm Drakon Editor Программная среда разработки Проекты.
2. Проектирование в среде 1С: FreeMind Drakon editor DIA (построение ER-диаграмм и др.) Среда 1С: Предприятие Программый продукт.
3. Процесс выполнения квалификационной работы: FreeMind (системати-зация информации) GanttProject (организация деятельности) Д-схемы (алгоритмизация) Cреда программирования Программа и квалификационная работа.
4. Разработка робототехнической системы: Fabula ( Drakon editor) NXC (среда разработки программы управления) Мехатронная система и программа управления.
5. Разработка Web-приложения: FreeMind (Концепция)Drakon editor (алгоритмизация) Специализированное ПО (PHP, Java и др.) Web приложение.
Представленные выше последовательности применения тех или иных технологий также представляют собой упрощенный алгоритм деятельности при выполнении учебной или учебно-исследовательской деятельности.
Когнитивно-эргономические технологии чрезвычайно полезны и эффективны в учебной и профессиональной деятельности не только в области про-граммирования, но для алгоритмизации профессиональной деятельности управленцев, юристов, педагогов-психологов, систематизации больших объе-мов информации, последовательного «строительства» новых понятий.
Например, так может выглядеть когнитивно-эргономическая формула деятельности управленца при разработке мероприятия:
FreeMind (Концепция) Fabula (Детализация) GantProject (Ресурсы).
Исходя из вышеизложенного, можно подчеркнуть, что применение ког-нитивно-эргономических технологий алгоритмизации и программирования по-зволит более эффективно использовать наш интеллектуальный потенциал в учебной и профессиональной сферах.