В Википедии в статье ДРАКОН есть раздел «Проблема развития искусственных языков».
1. Ниже выложен этот раздел.
2. Прошу дать критические замечания и (желательно) предложения по тексту раздела.
Цитата:
Проблема развития искусственных языков
В отличие от естественного языка, искусственные языки (языки программирования, формальные языки, компьютерные языки, языки разметки и др.) не являются продуктом стихийного развития. Они конструируются целенаправленно и служат для решения познавательных, научных, производственных, коммерческих и иных задач[11]. Тексты на искусственных языках «создаются как принципиально письменные тексты, рассчитанные только на зрительное восприятие»[12].
Лингвисты считают, что язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно[13]. Психологи считают языки основным проявлением когнитивных процессов. Языки больше чем все другие виды человеческого поведения отражают мышление, восприятие, память, интеллект, решение задач и научение. Ввиду их важности для основных психологических принципов языки представляют главный интерес для специалистов по искусственному интеллекту[14].
Важнейшим качеством искусственного языка должна быть понятность — тексты, написанные на этом языке, должны быть удобны для человеческого восприятия и понимания[15]. Кеннет Айверсон полагает, что нотация языка есть средство мышления[16]. Математик и философ Альфред Норт Уайтхед отмечает: «Освобождая мозг от всей необязательной работы, хорошая нотация позволяет ему сосредоточиться на более сложных проблемах и в результате увеличивает умственную мощь цивилизации»[17].
По мнению доктора психологических наук Валерия Венды, автора концепции гибридного интеллекта, задача «состоит в выборе и рационализации языков взаимодействия человека и компьютера. Это очень трудная проблема»[18]. Он полагает, что «необходимо выработать и внедрить принципиально новые формы интеллектуальной деятельности в проектировании, управлении, науке, технике»[19].
Последние исследования в области нейробиологии, психологии, когнитивной науки и эргономики позволили получить новые и чрезвычайно ценные сведения о работе мозга, которые можно и нужно использовать при разработке нового поколения языков с целью повышения продуктивности человеческого мозга. В настоящее время отсутствует продуманная стратегия, направленная на устранение междисциплинарных барьеров, преследующая цель предоставить разработчикам искусственных языков нового поколения глубокие знания в области наук о человеке, человеческом факторе и человеческом интеллекте. Предпринимаются попытки устранить этот недостаток[20][K 1].
Концепция искусственных языков нового поколения опирается на междисциплинарный подход и коренным образом изменяет традиционные представления о назначении искусственных языков и наборе приоритетных требований к ним. В основе лежат гуманитарные вопросы и требования[K 2], которые должны быть соответствующим образом детализированы[20].
Основная цель создания языка ДРАКОН — обеспечить качественный скачок в повышении продуктивности сложного интеллектуального труда за счёт увеличения интеллектуальной производительности человеческого мозга, выявления и более полного использования резервов человеческого интеллекта, создания когнитивных предпосылок для существенного повышения эффективности информационных технологий, а также улучшения взаимопонимания между людьми[1].
Примечания
1. Окулова Л. П. Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями педагогической эргономики. Вестник. Наука и практика. (29.05.2012—31.05.2012). — Материалы конференции «Инновации и научные исследования, а также их применение на практике. Варшава. Проверено 27 декабря 2012 года.
11.↑ Шалютин С. М. Искусственный интеллект: Гносеологический аспект. — М.: Мысль, 1985. — С. 69-71. — 199 с.
12.↑ Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 157. — 207 с. — ISBN 5-7567-0047-1
13.↑ Реформатский А. А. Введение в языковедение: Учебник для вузов / Под ред. В. А. Виноградова. — 5-е изд., исправ. — М.: Аспект Пресс, 2004. — С. 26. — 536 с. — ISBN 5-7567-0326-8
14.↑ Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. — С. 516. — 600 с. — ISBN 5-88415-024-5
15.↑ Коган В. З. К методологии информологического подхода / Под ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск: Наука, 1990. — С. 119. — 133 с. — (Информатика и культура). — ISBN 5-02-029608-2
16.↑ Айверсон К.Е. Нотация как средство мышления — Пер. с англ. / Под ред. Эшенхерста. — М.: Мир, 1993. — С. 392-393. — 560 с. — (Лекции лауреатов премии Тьюринга). — ISBN 5-03-002130-2
17.↑ Цит. по Айверсон К.Е. Нотация как средство мышления — Пер. с англ. / Под ред. Эшенхерста. — М.: Мир, 1993. — С. 393. — 560 с. — (Лекции лауреатов премии Тьюринга). — ISBN 5-03-002130-2
18.↑ Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. — М.: Машиностроение, 1990. — С. 151. — 448 с. — ISBN 5-217-01006-1
19.↑ Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. — М.: Машиностроение, 1990. — С. 5. — 448 с. — ISBN 5-217-01006-1
20. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов — это очень просто!. — М.: Дело, 2001. — 360 с. — С. 34. — ISBN 5-7749-0211-0
Желательно читать этот текст непосредственно в Википедии