DRAKON.SU https://forum.drakon.su/ |
|
Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа https://forum.drakon.su/viewtopic.php?f=153&t=5967 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Степан Митькин [ Пятница, 30 Декабрь, 2016 00:31 ] |
Заголовок сообщения: | Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Вот исходный документ http://minsvyaz.ru/uploaded/presentatio ... esia28.pdf Там применяются диаграммы BPMN. Я перерисовал одну из них на языке ДРАКОН. Можно сравнивать! Вложение: Вложение:
|
Автор: | Alexey_Donskoy [ Пятница, 30 Декабрь, 2016 08:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Каковы ваши выводы? |
Автор: | Степан Митькин [ Пятница, 30 Декабрь, 2016 08:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Alexey_Donskoy писал(а): Каковы ваши выводы? Дело вкуса. ДРАКОН силён в описании того, что именно надо сделать. Особенно если есть принятие решений "если, то", а также повторы действий. BPMN более наглядно раскладывает, кто делает. Хотя я тоже достиг той же ясности при помощи иконы Полка и цветов. Кстати, в мою схему вкралась ошибочка. Правильная схема сдесь: https://drakon-editor.com/ide/doc/examples/37 Вложение:
|
Автор: | Alexey_Donskoy [ Пятница, 30 Декабрь, 2016 09:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Степан Митькин писал(а): ДРАКОН силён в описании того, что именно надо сделать. Выделите на BPMN горизонтальные полосы - аналоги веток силуэта - и "что" будет не менее ясно BPMN более наглядно раскладывает, кто делает. Цитата: Хотя я тоже достиг той же ясности при помощи иконы Полка и цветов. Увы, не той же.1) Полка - дополнительный элемент, к тому же текстовый. С точки зрения когнитивной эргономики это фатальное усложнение. 2) Цвета: а) не везде хорошо различимы; б) их для большой схемы может не хватить; в) их использование не стандартизировано. 3) Общее замечание: даже в такой маленькой схеме много визуального шума. Блоки одного размера и обилие острых углов создают агрессивную визуальную среду, что тоже почти фатально для когнитивной эргономики. Контраргумент: визуальное структурирование по двум измерениям в BPMN требует удлинения линий связи, которые становится трудно отслеживать. Это плохо, хотя вроде и не фатально. Резюме: BPMN с учётом визуального структурирования по двум измерениям с точки зрения когнитивной эргономики в целом лучше. |
Автор: | adva [ Пятница, 30 Декабрь, 2016 12:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Подумалось (пока смутно, и возможно без дальнейшего развития): А почему бы не добавить в дракон "слои"? (третье измерение). Это позволит в данном случае разнести действующих лиц по слоям. А вообще не касаясь данного случая, можно будет фильтровать по нужным тегам (чтобы быстро отбирать нужные иконы, отсекая лишнее), как замена/дополнение "свертке" икон. |
Автор: | Alexey_Donskoy [ Пятница, 30 Декабрь, 2016 12:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
adva писал(а): А почему бы не добавить в дракон "слои"? (третье измерение). Удобно визуализировать не получится. Эргономика убьётся наповал. Работать будет невозможно.Это не абстрактные размышления - пробовали. Цитата: фильтровать по нужным тегам (чтобы быстро отбирать нужные иконы, отсекая лишнее), как замена/дополнение "свертке" икон. Фильтры - это хорошо и даже необходимо. Но не достаточно. Опять же понимание процесса затрудняется.
|
Автор: | Степан Митькин [ Суббота, 31 Декабрь, 2016 16:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Alexey_Donskoy писал(а): Резюме: BPMN с учётом визуального структурирования по двум измерениям с точки зрения когнитивной эргономики в целом лучше. Это всего лишь мнение. Рассмотрим факты: https://drakon-editor.com/ide/doc/examples/38 Вложение:
|
Автор: | Владимир Паронджанов [ Суббота, 31 Декабрь, 2016 19:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Степан, спасибо за тему и за сравнительный анализ. Тема "ДРАКОН и бизнес-процессы" очень важна. Здесь у ДРАКОНа ряд конкурентов 1. BPMN 2. BPMS 3. ARIS (В Германии он на 1-м месте). 4. IDEF3 (Имеется отзыв с Украины, что ДРАКОН лучше, чем IDEF3) http://www.hups.mil.gov.ua/assets/doc/s ... tion08.pdf Цитата: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОЦЕНКИ ГАРАНТИЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА ”ДРАКОН” А.В. Потий, д.т.н., проф.; Д.С. Комин, к.т.н.; М.В. Мурзин Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба Многолетний опыт применения нормативных документов в сфере технологий проектирования защищенных систем информационных технологий (ИТ-систем) и комплексных систем защиты информации (КСЗИ) сделали особенно актуальными задачи обеспечения и оценки гарантий безопасности (уровня доверия). В качестве методологической основы оценивания гарантий было предложено использовать функционально-лингвистический подход, позволяющий обеспечить выполнение требований, выдвигаемых к процессу и результатам оценивания гарантий. В качестве языка моделирования была выбраны нотации IDEF0, IDEF3. Однако дальнейшие исследования показали, что разрабатываемые диаграммы потоков работ для сложных свойств гарантий, не позволяет наглядно и доступно описать шаги действий оценщика в ходе экспертизы. Обзор доступных языков, нотация которых позволяет накапливать и формализовать знания предметной области, описывать процессы и действия, позволил выявить формальный техноязык «ДРАКОН». Благодаря использованию специальных когнитивных приемов дракон-схемы дают возможность изобразить решение любого, сколь угодно сложного описания процесса оценки свойств гарантий в предельно ясной, наглядной и доходчивой форме, которая позволяет значительно сократить интеллектуальные усилия эксперта, необходимые для зрительного восприятия, понимания, верификации и безошибочного принятия решения относительно степени соответствия характеристик объекта заданных требованиях гарантий. |
Автор: | Alexey_Donskoy [ Воскресенье, 01 Январь, 2017 10:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Степан Митькин писал(а): Рассмотрим факты А вот не надо мнение за факты выдавать, не надо.Это всего лишь спорные тезисы, а не факты. Цитата: Легко понять, что делать дальше Любой дополнительный слой в модели, её оптимизация для решения новой дополнительной задачи всегда ухудшают удобство по критериям других задач.Другими словами, за всё надо платить. Хотите визуализировать "кто" - получите чуть более громоздкое отображение "как". Поэтому без конкретизации задач сравнение моделей бессмысленно. Тем не менее, в BPMN "понять, что делать дальше" не сильно труднее. Поток кода в обоих случаях идёт сверху вниз. Цитата: На развилке приходится искать выходы Вам не угодишь. Равнозначность направлений вправо-влево для вас неприемлема; в то же время, когда я предложил ужесточить нотацию и ликвидировать равнозначность направлений вниз-вправо (сделать ДА всегда вправо), все тоже встали на дыбы.Мне кажется, что здесь не случай "золотой середины", а банальная привязка "к своему болоту" - практически ни разу не аргументированная, разумеется. Цитата: Есть главная дорога и правило "чем правее, тем хуже" Только что вспоминали, что с этой дорогой не всё так гладко.Потому что критерий не формализуем. И за право считаться главным спорят "чаще/реже", "отсутствие/наличие действия", "действие/обработка ошибок" и т.д. и т.п., которые постоянно противоречат друг другу. Цитата: Циклы не видны Ну это, положим, не так. От того, что вы растянете схему по горизонтали, они не перестают быть видными (разве что чуть заметность ухудшается).Цитата: Нет средств для отображения взаимодействия исполнителей Опять же зависит от задачи.Либо вы визуализируете её явно (по горизонтали), либо пришиваете пятую ногу в виде полки с указанием исполнителя. См. п.1 - это всегда так. Нельзя сравнивать без отсылки к конкретной задачи, для которой используется модель. |
Автор: | Степан Митькин [ Воскресенье, 01 Январь, 2017 14:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Alexey_Donskoy писал(а): за всё надо платить. Хотите визуализировать "кто" - получите чуть более громоздкое отображение "как". Именно! |
Автор: | dvuugl [ Суббота, 07 Январь, 2017 19:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Вложение:
|
Автор: | Alexey_Donskoy [ Воскресенье, 08 Январь, 2017 10:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
dvuugl, а чего это вертикальные линии продолжаются после безусловного перехода?! Это безобразие. |
Автор: | dvuugl [ Воскресенье, 08 Январь, 2017 14:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
В BPMN каждого исполнителя представляет неразрывная полоса- прямоугольная область, ограниченная двумя параллельными прямыми. В моём случае ровно тот же смысл имеет неразрывная вертикальная прямая, она представляет исполнителя, поэтому разрывать её нельзя также как полосу в BPMN. Кроме того эта же прямая имеет и смысл "главного шампура" дракон-примитива, это ещё причина запрета на её разрыв. То есть в пределах одного исполнителя имеем обычную дракон-схему, которую этот исполнитель "исполняет". Разумеется здесь в моей "безыконной" нотации. Сочетание плюсов ДРАКОНа (алгоритмы) и BPMN (объекты). Пунктирным линиям разрешены пересечения поскольку они выражают междуобъектный "межпространственный" переход и не являются частью ДРАКОН-нотации. В пределах же пространства одного исполнителя, выраженного дракон-алгоритмом, пересечения сплошных линий равно как и их разрывы по прежнему запрещены, соблюдаются ограничения визуального синтаксиса ДРАКОНа. |
Автор: | dvuugl [ Воскресенье, 08 Январь, 2017 19:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Наверное лучшим примером для такого рода моделирования был бы футбольный матч. 22 игрока-исполнителя, графически выраженных вертикалями. Переход мяча от игрока игроку - это пунктирные линии. При этом "исполнитель-игрок" играет и без мяча: стремится занять какое-то положение, кого-то блокирует и проч. То есть "линия жизни" его непрерывна, просто при получении мяча он отрабатывает соответствующую этому часть алгоритма, а без мяча другую. Возвращаясь к изначальному примеру. Участник после отправления заявки в министерство и до получения оттуда уведомления о некорректности оной что-то же делает, он же не в анабиозе. Например может "принять ванну, выпить чашечку кофе". Разрывы здесь ложны, объект не исчезает, он как-то существует не только в виде реакции на сообщения инстанций. Просто BPMN абстрагируется от существования объекта в такие промежутки, отсюда иллюзия разрывов. Если же эту абстракцию убрать, то получается цельный, неразрывный алгоритм поведения каждого "юнита". |
Автор: | Alexey_Donskoy [ Воскресенье, 08 Январь, 2017 20:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
dvuugl писал(а): Сочетание плюсов ДРАКОНа (алгоритмы) и BPMN (объекты). Я бы сказал, получилось сочетание минусов.Мы решаем конкретную задачу, нас не интересует, что делает объект за пределами нашего алгоритма. Напротив, нас интересует прежде всего сам алгоритм. BPMN покупает у обычной блок-схемы расширение функциональности малой ценой разнесения блоков по полосам исполнителей. А предложенная вами нотация НЕ РЕШАЕТ основной задачи проектировщика, вместо этого внося шум и неадекватные элементы изображения. |
Автор: | Владимир Шелехов [ Понедельник, 27 Ноябрь, 2017 15:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Владимир Паронджанов писал(а): Степан, спасибо за тему и за сравнительный анализ. [/quote]Тема "ДРАКОН и бизнес-процессы" очень важна. Здесь у ДРАКОНа ряд конкурентов 1. BPMN 2. BPMS 3. ARIS (В Германии он на 1-м месте). 4. IDEF3 (Имеется отзыв с Украины, что ДРАКОН лучше, чем IDEF3) Есть недавняя статья по применению BPMN и верификации временных свойств. Там же краткое описание языка BPMN https://hal.inria.fr/hal-01538104/document Чего нам всем не хватает, это серьезного квалифицированного обзора по различным существующим графическим языкам для описания бизнес-процессов. Лишь на основе хорошего обзора можно провести аккуратное сопоставление ДРАКОНа с другими языками. Мы же все находимся на любительском уровне. |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Среда, 13 Январь, 2021 15:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
КонстантинН писал(а): На мой взгляд BPMN имеет 1, действительно фатальный, недостаток - его понимают и умеют пользоваться, только специально обученные люди. Константин, просьба пояснить.С ДРАКОНом все много легче, достаточно 15-20 минутного ликбеза по основным моментам и можно пользоваться (на составлять, а пользоваться!). Ликбез по основным моментам за 15-20 минут — что имеется в виду? Нет ли здесь преувеличения? Ликбез с преподавателем. Где его взять, такого преподавателя? Ликбез по книжке. Какую книжку вы имеете в виду? Или что-то другое? Просьба пояснить. |
Автор: | КонстантинН [ Среда, 13 Январь, 2021 15:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Электронное правительство: BPMN против ДРАКОНа |
Ликбез - это мини-тренинг, который проводит сотрудник компании в обязанности которого входит описание бизнес-процессов. На этом мини-тренинге, на простом примере новым сотрудникам объясняются базовые вещи: значение икон, шампур, бегунок, "хуже-правее" и т.п. Этого вполне достаточно, чтобы читать схемы. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |