DRAKON.SU https://forum.drakon.su/ |
|
Материалы всероссийской научно-практической конференции https://forum.drakon.su/viewtopic.php?f=139&t=5988 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | LKom [ Вторник, 07 Март, 2017 08:24 ] |
Заголовок сообщения: | Материалы всероссийской научно-практической конференции |
«Математика. Информатика. Компетентностный подход к обучению в вузе и школе» Материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Курган, 22 – 23 апреля 2013 года) ДРУЖЕЛЮБНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ Соколова Н.Н., г. Курган, стр. 111..115 Цитата: Эффективным средством для улучшения понимаемости алгоритмов
студентами является визуализация программирования. Обыкновенно для этой цели в преподавании информатики использовались блок-схемы. Однако в последнее время блок-схемы подвергаются критике. ... |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Вторник, 07 Март, 2017 09:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Материалы всероссийской научно-практической конференции |
LKom, спасибо http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/h ... sAllowed=y Цитата: Математика. Информатика. Компетентностный подход к обучению в вузе и школе: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. 130 с. Печатается по решению научного совета Курганского государственного университета. Ответственный за выпуск А.Т. Зверева, канд. пед. наук, доцент, декан факультета МиИТ КГУ. Цитата: ДРУЖЕЛЮБНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Соколова Н.Н., г. Курган Эффективным средством для улучшения понимаемости алгоритмов студентами является визуализация программирования. Обыкновенно для этой цели в преподавании информатики использовались блок-схемы. Однако в последнее время блок-схемы подвергаются критике. Противники блок-схем утверждают, что они непригодны для структурного программирования, не поддаются формализации, поэтому их «нельзя использовать как программу для непосредственного ввода в машину». Блок-схемы занимают много страниц, причем «в клеточки блок-схем можно вписывать весьма ограниченные сведения». Блок-схемы «затрудняют обучение и снижают производительность при понимании». Кроме того, они удобны не для всех – работу с блок-схемами предпочитают только «индивидуумы с правым ведущим полушарием, ориентированные на визуальную информацию, интуитивные, распознающие образы», однако их избегают «индивидуумы с левым ведущим полушарием, ориентированные на словесную информацию, склонные к дедуктивным рассуждениям». Если до 1980 г. блок-схемы были наиболее широко применяемым средством, то сегодня они больше не считаются необходимыми и их популярность падает. Хотя имеются отдельные попытки приспособить блок- схемы к современным нуждам (язык SDL и др.), однако в целом блок-схемы явно оказались на обочине бурно развивающегося процесса визуализации программирования, а их громадные потенциальные возможности фактически не используются. Язык ДРАКОН позволяет устранить или существенно ослабить отмеченные недостатки блок-схем. Отметим, что ДРАКОН означает Дружелюбные Русский Алгоритмический Язык, Который Обеспечивает Наглядность. Для обозначения блок-схем, построенных по правилам языка ДРАКОН, используется термин «дракон-схемы». Они пригодны для формализованной записи, автоматического получения кода и исполнения его на компьютере. Однако при обучении студентов программированию более важным является второе, когнитивное отличие. Хотя блок-схемы порою действительно улучшают понимаемость программ, однако это происходит не всегда, причем степень улучшения невелика. Кроме того, есть немало случаев, когда неудачно выполненные блок-схемы запутывают дело и затрудняют понимание. В отличие от них дракон-схемы удовлетворяют критерию сверхвысокой понимаемости. Благодаря использованию специальных формальных и неформальных когнитивных приемов дракон-схемы дают возможность изобразить решение любой сложной технологической проблемы в предельно ясной, наглядной и доходчивой форме, которая позволяет значительно сократить интеллектуальные усилия, необходимые для зрительного восприятия, понимания, верификации и безошибочного решения проблем. Язык ДРАКОН разработан совместными усилиями Российского космического агентства и Российской академии наук как обобщение опыта работ по созданию космического корабля «Буран». На базе ДРАКОНА построена автоматизированная технология проектирования программных систем (CASE-технология) под названием «ГРАФИТ-ФЛОКС». Она успешно используется в ряде крупных космических проектов, таких как «Морской старт», «Фрегат», «Протон-М». ДРАКОН — очень лёгкий язык. Настолько, что разработку многих компьютерных программ для космических ракет на практике ведут не программисты, а обычные специалисты — по принципу «программирование без программистов». ДРАКОН универсален. Он может применяться для наглядного представления и быстрой разработки алгоритмов не только в «космосе», но и в «земных» видах человеческой деятельности. ДРАКОН — визуальный язык, в котором используются два типа элементов: графические фигуры (графоэлементы) и текстовые надписи, расположенные внутри или снаружи графических фигур (текстоэлементы). Следовательно, синтаксис ДРАКОНА распадается на две части. Визуальный синтаксис охватывает алфавит графоэлементов, правила их размещения в поле чертежа и правила связи графоэлементов с помощью соединительных линий. Текстовый синтаксис задает алфавит символов, правила их комбинирования и привязку к графоэлементам (привязка необходима потому, что внутри разных графических фигур используются разные типы выражений). Оператором языка ДРАКОН является графоэлемент или комбинация графоэлементов, взятые вместе с текстовыми надписями. Одновременное использование графики и текста говорит о том, что ДРАКОН адресуется не только к словесно- логическому мышлению, но сверх того активизирует интуитивное, образное, правополушарное мышление, стимулируя его не написанной, а именно нарисованной программой, т. е. программой-картинкой. Рис.1 Алгоритм «Управление светофором» Для примера приведём алгоритм реального времени «Управление светофором» (Рис.1). Наличие операторов реального времени резко расширяет изобразительные возможности языка ДРАКОН и позволяет использовать его при проектировании и разработке не только информационных, но и управляющих систем. Это обстоятельство существенно увеличивает область применения языка. Для изображения дракон-схем используется визуальный дракон-редактор, но есть возможность и изобразить дракон-схему вручную. Если нужно создать дракон-программу, ручное рисование исключается. Без дракон-редактора ввести дракон-программу в компьютер невозможно. В состав редактора входит меню графоэлементов. Чтобы нарисовать дракон-схему, студент сначала вызывает меню на экран персонального компьютера, а затем с его помощью рисует или, как говорят, конструирует дракон-схему (Рис.2-3). Рис. 2. Меню графоэлементов дракон-редактора Таким образом, противоречие между скромными интеллектуальными возможностями отдельного человека и почти неограниченным объемом знаний, который он должен приобрести в течение жизни, — одно из наиболее драматических противоречий современного общества, основанного на знаниях. Сегодня наука не располагает эффективными средствами для решения этой проблемы. Выход из положения предлагается в тотальной эргономизации науки и образования, цель которой — коренным образом улучшить визуальные формы фиксации знаний, согласовав их с тонкими характеристиками глаза и мозга. Важным направлением эргономизации науки и образования является развитие идей когнитивной формализации знаний и когнитивных информационных технологий. Список использованных источников 1. Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов – это очень просто! – М.: Дело, 2001. – 360 с. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |